1. Главная
  2. Блог
  3. Безопасно уменьшаем базу по налогу на прибыль косвенными расходами

Безопасно уменьшаем базу по налогу на прибыль косвенными расходами

У многих плательщиков ОСНО возникают проблемы с разделением расходов на прямые и косвенные. Трудности возникают по незнанию либо из-за того, что компания хочет сэкономить на налоге на прибыль, завысив косвенные расходы. Но последнее зачастую делать очень опасно, так как при проверке фискалы уделяют большое внимание тому, как вы делите свои расходы. А ошибки обычно приводят к штрафам и пеням. Поэтому эксперты компании Самитов Консалтинг собрали доводы, которые помогли другим компаниям отстоять косвенные расходы. Можете брать их на вооружение.

Самитов Консалтинг помогли компаниям отстоять косвенные расходы

Для начала давайте разберемся в понятиях. Прямыми расходами считаются те, что напрямую связаны с производством. То есть расходы, включенные в себестоимость. Для целей учета они распределяются на остаток незавершенного производства и списываются после продажи готовой продукции.

Все остальные расходы (кроме внереализационных) считаются косвенными. Их вы можете списать сразу в том периоде, когда они понесены.

Этим и объясняется желание многих компаний увеличить косвенные расходы. Ведь прямые списать нельзя, если продукция не реализована. То есть, если товар будет лежать на складе, вам не светит уменьшить налог на прибыль за счет затрат на его производство. Но как показывает практика, компании находят такие варианты. Давайте их разберем.

Отстаиваем расходы

Мы проанализировали последнюю судебную практику и собрали 6 доводов, которые помогли бизнесменам отбиться от претензий налоговиков по поводу преднамеренного занижения налогооблагаемой базы.

Довод №1. Компания внесла в косвенные расходы на амортизацию, зарплату сотрудникам и взносы с нее. На судей подействовал такой аргумент: оборудование используется для производства большого количества продукции. Поэтому точно распределить затраты очень трудно.

Довод №2. Общество отнесло к косвенным затратам стоимость упаковки для продукции. А помогли это сделать такие доводы: расходы на упаковку не могут влиять на цену единицы продукции, так как она фасуется партиями. А по весу эти партии отличаются одна от другой. То есть, упаковку нужно отнести к косвенным расходам.

Довод №3. Плату за аренду лесных и земельных участков нужно отнести к косвенным расходам. И вот почему. Во-первых, закон не относит такие затраты к прямым. А во-вторых, добыча драгоценных металлов для компании  - это сезонная работа. То есть, плата за аренду земли и леса должна включаться в расходы того периода, в котором она перечислена арендодателю.

Довод №4. Затраты на электричество для производственных цехов нужно отнести к косвенным. Дело в том, что в каждом цеху выпускается несколько видов продукции. И организовать учет затрат по электричеству на каждый станок в этих цехах невозможно.

Довод №5. Затраты на покупку автошин, дизеля и запчастей нельзя отнести к прямым, так как в работах по добыче угля эти материалы не нужны. Они лишь обеспечивают работоспособность техники. Такие материалы не могут считаться частью готовой продукции. Деньги в данном случае тратятся для того, чтобы наладить добычу угля из недр. То есть, такие затраты безусловно косвенные.

Вам нужно подготовить доказательства того, что ваши затраты нельзя отнести к прямым. Также вы можете сделать несколько расчетов по спорным расходам, каждый из которых дает свой результат. Смысл в следующем: эти расчеты покажут, что сумма расходов напрямую будет зависеть от выбранного метода распределения затрат. Поэтому все они некорректны.

Но если у вас есть возможность точно распределить расходы на единицу производимой продукции, то их сразу относите к прямым. Не советуем рисковать и привлекать к себе внимание фискалов. В конечном счете, вам выйдет это дороже.

Если у вас есть трудности с распределением затрат или вопросы по материалу, готовы вам помочь. Бухгалтеры компании Самитов Консалтинг проанализируют вашу деятельность и расскажут, как разделить расходы так, чтобы налоговая база по прибыли стала оптимальной для вашего бизнеса и не вызвала вопросов у фискалов.

Для записи на консультацию просто напишите нам в онлайн-чат. Наши менеджеры ответят вам меньше, чем через 5 минут.

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp