1. Главная
  2. Блог
  3. Снижение рисков по дроблению бизнеса для группы компаний

Снижение рисков по дроблению бизнеса для группы компаний

К нам обратился один из собственников группы компаний, которые занимаются оптовой продажей продуктов питания. В группе состоит ИП и четыре ООО, одна из которых работает на ОСНО, остальные – на УСН с объектом «доходы минус расходы». Общество на ОСНО поставляет продукты питания сетевым магазинам и является эксклюзивным дистрибьютором нескольких торговых марок. За 2021 год оборот компании составил 100 млн. рублей. В ООО числится 1 сотрудник. На сегодняшний день супруга клиента является учредителем компании, а ее руководителем числится не аффилированное лицо.

группа компаний

В ООО №1, работающем на УСН, числится 7 человек. Компания занимается поставкой продуктов питания розничным магазинам. За 2021 год ее обороты достигли 154 млн. рублей. С 2018 года директором и учредителем компании является бывший сотрудник.

ООО №2 на упрощенке изначально работало в сфере транспортных услуг и логистики, но с 2021 года деятельность перепрофилирована. Теперь компания занимается поставкой продуктов питания ресторанам и кафе. В марте 2022 года директором и учредителем общества стал племянник клиента. В качестве сотрудника на ООО числится один торговый представитель. За 2021 год обороты общества составили 16 млн. рублей.

ИП на УСН владеет дочь клиента. У предпринимателя имеется свое складское помещение, введенное в эксплуатацию в 2022 году. На сегодняшний день оно не используется.

Компания №3 зарегистрирована в одном из портов Владивостока для использования особого налогового режима. Директором и учредителем общества является наш клиент. На данном ООО числится земельный участок, на котором возведен склад. Через пару месяцев его планируют ввести в эксплуатацию.

Компания-дистрибьютор перепродает 20-30% своих товаров дружественным ООО для дальнейшей розничной реализации. Одно из ООО на УСН арендует помещение, в котором работают остальные компании на упрощенке. В помещении хранится часть товара, оборудованы отдельные офисы, кухня, операторская и прочее. При этом используется один вход. Юрадреса у всех компаний разные. Руководитель компании №2 работает в другом городе.

Для хранения продукции каждое ООО заключило договор аренды единого складского помещения. В скором времени планируют использовать свой склад. Предоставлением логистических услуг будет заниматься ИП дочери и компания клиента.

Каждое ООО самостоятельно заключает договоры

Каждое ООО самостоятельно заключает договоры с поставщиками продукции. Клиент следит, чтобы у своего поставщика (ООО на ОСНО) приобреталось не более 10% от общей доли закупок. При этом продукция может перемещаться внутри обществ.

Транспортировка грузов осуществляется в одном контейнере. При этом каждая из них оплачивает свою часть товара. Для доставки продукции покупателю в пределах города каждая компания использует собственного перевозчика.

Клиент обратился к нам, чтобы наши специалисты помогли исключить риски по дроблению бизнеса, так как в рамках междугородней доставки и хранения продукции использовалась общая логистическая система.

Также опасения вызывало использование единого помещения под офисы и склады. Так как предстоял переезд на склад ИП, клиента интересовал вопрос оформления договорных отношений, чтобы не привлечь внимания инспекции.

ООО №3 также вскоре будет сдавать складское помещение в аренду. По планам арендатором будет ИП, который занимается логистикой. Он, в свою очередь, будет сдавать складские помещения в аренду всем ООО. В связи с этим и другими факторами клиента интересовал вопрос аффилированности юрлиц.

Что касается бухучета, то он велся в одной программе 1С, при этом у каждой компании были собственные IP-адреса. Все перемещения оформляются в 1С. 

Одну из компаний клиент хочет закрыть и открыть новую, в связи, с чем возник вопрос о перемещении остатков в новое ООО. Касательно совместных закупок и хранения товара клиента интересовала работа торговых кооперативов.

На 2022 год планируется увеличение выручки до 800 млн. рублей, а через 3 года – до 1,5 млрд. рублей. При этом клиент не хотел слететь с УСН.

После ряда уточняющих вопросов был предложен комплекс мер, исключающих признаки дробления в бизнесе. Для начала наш бухгалтер озвучила варианты, помогающие избежать соответствующих обвинений из-за использования всеми ООО одного помещения под офисы и склады.

Также в ходе консультации обсудили мероприятия, которые устранят признаки дробления из-за аффилированности юрлиц. В рамках решения этого вопроса компаниям предстояло определиться с деловой целью и стать независимыми друг от друга. Наш бухгалтер рассказала, как решить поставленные задачи. Что касается единого склада, то для устранения данного признака дробления были предложены конкретные шаги, которые обеспечат безопасное взаимодействие группы компаний.

Использование одного контейнера для доставки грузов само по себе не считается показателем дробления и может рассматриваться ФНС только в совокупности с другими признаками. Но для его устранения также были предложены конкретные меры.   

Что касается ведения бухучета в единой базе 1С, то это приговор для компаний. Но для минимизации рисков наш бухгалтер предложила вариант, помогающий ограничить доступ ООО к системе бухучета других юрлиц.

В ходе консультации наш бухгалтер ответила на вопросы клиента, касающиеся передачи товарных остатков новому ООО и деятельности кооперативов. Также клиенту рассказали об общих правилах безопасности поведения налогоплательщика, которые помогут сохранить упрощенку.

Если в вашем бизнесе возникли сложности юридического или финансового характера, проблемы с проверяющими, обращайтесь к нам. Специалисты компании Самитов Консалтинг помогут их решить. Для начала сотрудничества вам достаточно отправить нам сообщение в онлайн-чат или заказать обратный звонок. Наши менеджеры сразу выйдут на связь.

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp