1. Главная
  2. Блог
  3. Маркировка товаров в 2021 году — часть 4

На кого не распространяется обязательная маркировка товаров

Не распространяется общий порядок маркировки товарных групп на организации и ИП, которые:

  • ввозятся товары для участия в выставках либо представляют собой международную гуманитарную помощь;

  • покупают товары не для продажи;

  • доставляют ТМЦ конечным потребителям от имени продавца (в т. ч. с получением оплаты);

  • предоставляют услуги при торговле по образцам или при дистанционных продажах;

  • занимаются логистической деятельностью (в том числе предпродажной подготовкой, сборкой, упаковкой товара);

  • являются посредниками (комиссионеры, агенты, поверенные и т.д.) в рамках посреднических договоров.

К тому же, исполнители, выпускающие продукцию подрядным способом, не отвечают за маркировку готовой продукции.

Проставлением идентификационных кодов и регистрацией в системе «Честный знак» должен заниматься заказчик, который по договору подряда является производителем и собственником товара (письмо ФНС № ГД-4-19/18893@ от 06.10.2016 года).

Прослеживаемые импортные товары и маркировка

С 1 июля 2021 года вступают в силу новые правила прослеживаемости импортных товаров, установленные Налоговым кодексом (пункт 2.3 статьи 23 НК РФ). На настоящее время перечень предметов торговли, которые участвуют в эксперименте по прослеживаемости, закреплены в Постановлении № 807 от 25.06.2019 года, перечень к июлю 2021 года планируется расширить.

Обратите внимание, маркировать прослеживаемые импортные товары не потребуется, поэтому не надо путать или смешить эти разные виды надзора за товаром.

Импортные товары

В отличие от обязательной маркировки товаров, отслеживание товаров происходит исключительно в документарном виде на уровне партий товаров.

Маркировка подразумевает физическое нанесение кодов идентификации на продукцию и упаковку. А в системе прослеживаемости товаров продукцию идентифицируют по документам. Никакие знаки наносить не нужно.

Для маркировки зачастую приходится менять складскую логистику (например, отдельно хранить и учитывать изделия, не подлежащие и подлежащие маркировке). А для системы ПТ это делать не нужно.

По прослеживаемым товарам бизнесу придется сдавать отчетность в налоговую инспекцию, обеспечить движение электронных счетов-фактур и вовремя предоставлять фискалам информацию по операциям с контролируемыми товарами.

Как обязательная маркировка товара отразилась на малом бизнесе

В заключении нельзя не упомянуть о том, что маркировка товара подразумевает значительные дополнительные расходы для бизнеса, которые компенсировать ему будет конечный покупатель, то есть - мы с вами. По этим причинам не приходится рассчитывать на снижение роста потребительских цен.

В сущности, наблюдается еще один из элементов монополизации секторов экономики, которая сохраняется последние годы. В торговле будет выживать крупнейший и сильнейший, то есть тот, кто обладает необходимыми для этого ресурсами.

Например, реализуя маркированные товары нельзя перейти на ПСН, а ведь это одна из наиболее выгодных и простых в обслуживании систем налогообложения. Получается бизнесмену необходимо потратиться на маркировку товара, но выбрать простой и удобный налоговый режим государство ему запрещает.

Независимые аналитики ожидают постепенное закрытие многих малых торговых магазинов, которым сложно будет покрывать возрастающие издержки, особенно в условиях кризиса из-за мировой пандемии.

А вот по прогнозу российского Правительства проект по обязательной маркировке благодаря цифровизации, наоборот, поможет создать точки роста для малого и среднего бизнеса, которые планируются из-за того, что недобросовестные продавцы осознанно вытесняются с рынка, что позволит оставшимся легче работать из-за общего снижения конкуренции. Законопроект об изменениях в оценке риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (№ 1064272–7) должен усилить в целом «обеление» рынка.

Комментарии для сайта Cackle
Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp