1. Главная
  2. Блог
  3. Светофор для бизнесменов, скоро заработает платформа «Знай своего клиента» (сокращено ЗСК или KYC) часть 2

Светофор для бизнесменов, скоро заработает платформа «Знай своего клиента» (сокращено ЗСК или KYC) часть 2

Много ли компаний и ИП могут попасть в красную зону

По прогнозам Центробанка в красную зону с повышенным риском должно попасть меньше 1% клиентов банков (где-то 0,6–0,9%). Аналитики посчитали, что в промежуточную  желтую зону система отнесет от 0,4–0,6% от общего числа бизнесменов.  

Знай своего клиента

Большинству же клиентов (98-99%) платформа должна присвоить зеленый цвет - это около 5 млн. ООО и ИП. Выходит к клиентам с низким риском Центробанк планирует отнести основную массу организаций и предпринимателей, причем на их банковских операциях появление новой платформы особо не отразится.

Все ли банки будут использовать платформу «Знай своего клиента»

Подключиться к платформе смогут все банки. Центробанк заявил, что пользоваться системой банки смогут бесплатно, но возможный подвох для них заключается в том, что за доработки и системную интеграцию придется доплачивать самим кредитным учреждениям.

На настоящее время о своем желании подключиться к платформе «Знай своего клиента» и принятии участия в пилотированном тестировании системы заявили менеджеры банков: Открытие, ПСБ, Росбанка, банка Зенит и УБРиР.

Есть те, кто относится к нововведениям с осторожностью, так представители банка «Фридом финанс» сообщили, что рассмотрят присоединение к платформе, после того как алгоритмы ее работы станут более понятными, аналогичного мнения придерживается и в крымский банк РНКБ. Однако не все банки положительно относятся к появлению новой платформы, в их число попал Сбербанк.

Когда планируется запуск

На данный момент законопроект находится на доработке. Старт платформы намечен на конец 2021 начало 2022 года. Сейчас согласно действующим правилам Центробанк не вправе включаться в процесс оценки риска клиентов (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1).

Контроль клиента

Если существенные форс-мажоры не помешают планам Центробанка, то к середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента», а бизнесменам с учетом новых правил игры придется вести расчеты.  

Как появление новой платформы отразится на бизнесе?

Бизнесу снова придется подстраиваться под правила банковской игры, снижать свои риски, проявлять еще большую осмотрительность к своим контрагентам, больше работы появится у бухгалтеров.

После запуска системы возникновение проблем с банком, будет, скорее всего, говорить о том, что вы под подозрением. Значит, необходимо срочно принять меры для возврата из желтой в зеленую зону, то есть реабилитироваться — потребуется обратиться в ЦБ и доказать свою благонадежность.

К плюсам можно отнести то, что платформа «Знай своего клиента» должна уменьшить нагрузку не только на кредитные учреждения, но и на клиентов. Например, отпадет необходимость бизнесменам готовить несколько раз ответы на одинаковые запросы, поступающие из разных банков. Бумажной волокиты станет меньше, процессы оптимизируются,  что приведет к сокращению и количество ситуаций с блокировкой счета по 115-ФЗ. По крайне мере так утверждает регулятор, ведь нередко счет банкиры блокируют счета по формальным признакам, если ему направили неполный комплект документов.

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp