Социальные сети — это не только отличный повод заявить о себе, но и инструмент, с помощью которого налоговые инспекторы узнают о нюансах деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.
Рассказываем ситуацию. Налоговики изучали социальную сеть компании, руководитель которой утверждал, что в течение длительного времени не ведет деятельность. Однако на личной странице организации появилась информация о наборе сотрудников. Инспекция заподозрила перевод бизнеса на другие компании. Несмотря на всю абсурдность ситуации, это не единственная опасность, которую таят в себе социальные сети.
Суть спора
Налоговики доначислили компании налог на прибыль — увеличили выручку на доходы двух подконтрольных ей фирм. По мнению чиновников, фирмы несамостоятельны и работают в интересах компании.
Компания не признает доначислений и считает, что подконтрольность не доказана. Свою позицию представители организации объясняют отсутствием собственной деятельности.
Как разрешился спор
Не будем держать интригу и скажем сразу, что ИФНС выиграла в трех инстанциях. Как им это удалось? Все просто: судьи обратили внимание на несколько обстоятельств. В частности, на массовую рассылку в адрес реальных поставщиков компании.
Поставщикам компании были отправлены на электронную почту уведомления о перезаключении договоров с двумя новыми фирмами. То есть подконтрольные фирмы самостоятельно не занимались поиском поставщиков и составлением контрактов. Ведь их условия соответствуют прежним соглашениям компании. При этом все контактные данные контрагентов были сохранены.
Новые фирмы возглавили бывшие менеджеры компании. В штат этих компаний также были оформлены бывшие работники компании, которую заподозрили в переводе бизнеса. Сам по себе переход отдельных сотрудников не означает подконтрольности компании (постановления АС Дальневосточного от 07.04.2023 № Ф03-707/2023, Уральского от 03.02.2023 № А76-45551/2021 округов). Но наряду с другими обстоятельствами (про которые мы поговорим далее) может показывать несамостоятельность новых фирм.
Компания занималась и подбором нового персонала. Эту информацию налоговые инспекторы получили после изучения ее страницы в «ВКонтакте». Именно там было опубликовано объявление о найме персонала. При чем пост о поиске сотрудников был опубликован после того, как компания объявила о прекращении деятельности.
Тут возможно два варианта. При чем оба варианта работают против репутации налогоплательщика.
Первый — с помощью объявлений компания привлекала сотрудников для себя. Тогда это полностью опровергает утверждение об отсутствии у нее работы. Второй вариант — компания искала сотрудников для новых фирм. Тогда данное обстоятельство подтверждает факт подконтрольности вновь созданных фирм. Это косвенно показывает, что новые фирмы фактически прикрывают работу компании. В любом случае доказано занижение ее доходов. Так что доначисление налогов правомерно.
Чем еще опасны соцсети
Социальные сети компаний — это кладезь компрометирующей информации. Даже если вы размещаете безобидный рекламный пост, сотрудники налоговой могут использовать эту информацию в качестве доказательств вашей недобросовестности. Например, из них можно узнать, что налогоплательщик принимает заказы на товары. Их объем инспекция выясняет по записям в соцгруппе, банковским выпискам, информации платежных карт (постановление АС Северо-Западного округа от 07.06.2018 № А26-7023/2017).
По публикациям в соцсетях и рекламе в сторис налоговики также могут выявить виды бизнеса, которые не отражены в регистрах и отчетности компании (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2023 № А32-40608/2022).
К доначислениям могут привести и размещенные в соцсетях снимки объектов, на которых работает компания. В том случае, если эти объекты не отражены должным образом в ее документах (постановление АС Северо-Западного округа от 11.07.2022 № А05-9722/2021).
Реклама профессионализма сотрудников компании также могут сыграть злую шутку с ее руководством. Налоговый инспектор, который увидит на страничке налогоплательщика информацию о заслугах или регалиях специалистов других фирм, может заподозрить компанию в фиктивном делении бизнеса между несколькими юрлицами (постановление АС Северо-Западного округа от 20.01.2020 № А13-18218/2017). О мнимости дробления может косвенно свидетельствовать и то, что у нескольких организаций общая группа в соцсети (постановления АС Волго-Вятского от 30.04.2021 № А29-11956/2018, Поволжского от 25.03.2022 № А57-1926/2021 округов).
Использовать социальные сети не только можно, но и нужно. Это отличный инструмент для привлечения новых клиентов. Но размещая посты и публикуя рилсы, предприниматели должны понимать, что сотрудники налоговых служб тщательно следят за их действиями.
Если вы не знаете на какие нюансы ведения социальных сетей обратить внимание, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам Самитов Консалтинг. Мы проанализируем деятельность вашей компании и разъясним, какие ошибки чаще всего допускают предприниматели, публикуя информацию о фирме или ее сотрудниках на личных страничках.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним