1. Главная
  2. Блог
  3. Как работа платформы «Знай своего клиента» повлияет на бизнес

Как работа платформы «Знай своего клиента» повлияет на бизнес

С 14 декабря началось тестирование информационного сервиса «Знай своего клиента» в 40 банках. К началу июля следующего года им смогут пользоваться все кредитные организации. Поэтому генеральный директор "Самитов Консалтинг" Марат Самитов и специалисты компании прокомментировали нововведение.

Что это за нововведение и как оно отразится на добросовестном бизнесе?

Банк России в декабре начал испытание платформы «Знай своего клиента». Этот информационный сервис разработан для того, чтобы банки могли в онлайн-режиме запрашивать сведения об уровне риска клиентов. Речь идет о проведении сомнительных операций клиентами кредитных учреждений и их деловыми партнерами. Юрлица и ИП (а в будущем и физические лица) будут распределяться по уровням риска (высокий, средний и низкий).

Знай своего клиента

Клиенты с высоким уровнем риска будут попадать в красную группу. Это юрлица и ИП, которые с большой долей вероятности станут отмывать доходы, регистрировать технические компании, участвовать в мошеннических схемах.

Средний риск (желтая группа) будет состоять из тех, кто занимается настоящим бизнесом, но иногда проводит сомнительные операции. К таким можно отнести выплату «серой» зарплаты, частое обналичивание денег и прочее.

Низкий риск (зеленая группа) присваивается компаниям и ИП, ведущим полностью легальную деятельность, вовремя исполняющим свои налоговые обязательства, не злоупотребляющим со снятием большой суммы наличности и переводами через физлиц.

Работа платформы призвана упростить деятельность добросовестных компаний и ИП. Для получения кредита потребуется меньше документов, также уменьшится количество необоснованных отказов при открытии счетов, проведении хозяйственных операций и прочее.

Банки смогут быстрее проверять предпринимателей и компании на безопасность в соответствии с ФЗ РФ № 115 от 07.08.2001 г., а именно блокировать операции, проводимые для отмывания денег и финансирования терроризма. Как итог банки будут тратить меньше времени на проверку добросовестных клиентов, а поиски мошенников, использующих незаконные схемы и проводящих платежи через фирмы-однодневки, займут меньше времени.

Какова система ранжирования и будет ли она справедливой для граждан и компаний?

Критерии для оценки уровня риска устанавливаются Банков России и Росфинмониторингом. В ЗСК заложено более 100 таких критериев, позволяющих отнести компанию либо предпринимателя к одной из групп. Для оценки будет использоваться различная информация:

  • о виде и характере деятельности;

  • об операциях, проводимых по счетам;

  • об учредителях и руководителях;

  • о контрагентах, вовлеченных в подозрительные операции;

  • о количестве банковских счетов;

  • сведения из органов исполнительной власти и прочее.

Какова система ранжирования и будет ли она справедливой для граждан и компаний

Также банки сами будут распределять своих клиентов и их контрагентов по степени риска. Сведения с платформы ЗСК будут для банков дополнительными. Вместе с тем на практике большинство банков будут с удовольствием пользоваться информацией с сервиса ЦБ для снижения собственных операционных, комплаенс-рисков и повышения эффективности работы собственных служб безопасности. Это дает дополнительную надежду на то, что количество необоснованных блокировок существенно снизится.

Самым худшим вариантом для компании или ИП будет отказаться в «красной зоне» у банка и на платформе ЗСК. Но и таким клиентам станут доступны некоторые операции:

  • выплата заработной платы;

  • уплата налогов;

  • оплата расходов на ликвидацию и прочее.

Польза после внедрения платформы ЗСК наблюдается лишь для банков из «зеленой» зоны. Только для них будет снижено количество документов. Остальным останется либо соглашаться с присвоенной категорией, либо оспаривать ее.

Как малый бизнес сможет защититься от необоснованного занижения рейтинга по субъективным критериям банка?

Если клиент не согласится с решением Банка России или своего банка, он сможет обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Сделать это можно на протяжении 6 месяцев после получения решения.

Межведомственная комиссия обязана пересмотреть свое решение в случае обращения и сообщить результаты предпринимателю (юрлицу) и банку. Если будет установлено, что ранее принятое решение неверно оценивает деятельность субъекта, то он будет переведен в другую группу. При подтверждении прежнего решения все останется без изменений.

Если принятое межведомственной комиссией ЦБ решение не устраивает клиента, то он может обратиться в суд. Но в Банке России считают, что погрешность алгоритма оценки будет минимальной, поэтому оспаривать решение банка станут единицы.

Содержание:

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp