1. Главная
  2. Блог
  3. Вопросы о сомнительных поставщиках

Вопросы о сомнительных поставщиках


Руководство организации получило письмо, в котором региональные налоговики приглашают на допрос. Тема разговора: сделки с сомнительными поставщиками. Контролеры собираются выстроить диалог так, чтобы впоследствии получить «уточненку» и доплату налогов. Опытные бухгалтеры и юристы легко могут догадаться, какие именно вопросы прозвучат на встрече. Представителю компании важно правильно на них ответить.

Вопрос №1. Откуда взялся этот контрагент, где вы его нашли?

Главное здесь: необходимо убедить налоговиков, а возможно и суд, что контрагент был найден в результате конкурсных процедур, где учитывались самые разные критерии.

Доказательной базой может послужить конкурсная документация, из которой очевидно, что при выборе поставщика вы были достаточно осмотрительны. Необходимо рассказать, на основании каких критериев выбран контрагент. Доказать, что функции комиссии не были фиктивными.


Что пригодится:

  • Приказ о создании конкурсной комиссии по выбору поставщиков.
  • Протоколы заседаний данной комиссии.
  • Коммерческие предложения выбранного поставщика и конкурентов.
  • Внутренние инструкции об оценке добросовестности другой фирмы.
  • Наиболее точные данные о взаимодействии с сотрудниками контрагента (даты, телефоны, ФИО и пр.)

Налоговый инспектор обязательно спросит, сколько времени прошло между получением коммерческого предложения и подписанием договора, с кем конкретно происходило общение в рамках предварительного отбора, где именно подписывали договор.

Крайне не рекомендуется выбирать поставщиков только на основании сравнения цен в коммерческих предложениях. Такую процедуру посчитают формальной.

Вопрос №2. Для каких целей приобретался товар?

Самое главное, что следует знать: Налоговый кодекс РФ четко говорит, что главной целью сделки не должна быть налоговая экономия (статья 54.1, пункт 2).

Определение Верховного суда также говорит, что контролеры от налоговой могут установить факт наличия деловой цели у сделки (№ 308-КГ17-19355 от 15.01.2018). А согласно постановлению Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 налоговую выгоду могут посчитать необоснованной, если нет разумных причин для некоторых покупок.

Что из этого следует? Компания, которая занимается реализацией платьев и содержит бутики, не может просто так взять и купить партию отделочных материалов. Но если доказать, что в одном из помещений ведется ремонт (существует договор подряда), то сделка уже выглядит обоснованной.

Прежде чем отправляться на допрос в налоговую, желательно изучить договора: что за товары или услуги были приобретены, можно ли их связать с деятельностью компании. Подготовить ответы на подобные вопросы.

Вопрос №3. Может ли контрагент в принципе исполнить сделку?

Детальная проверка контрагента со стороны налоговой может выявить одну интересную деталь: компания просто физически не могла выполнить обязательства по сделке, на ее балансе нет соответствующих материальных ресурсов и необходимого количества сотрудников.

Опасные грузы

Например, за транспортировку опасных грузов взялась компания, у которой нет спецмашин, а в штате нет водителей.

Пункт 2 статьи 54.1 Налогового Кодекса РФ говорит, что обязательство по сделке должен исполнить контрагент, указанный в договоре. Также обязательство можно передать по договору или закону.

Если инспекторы выяснят, что у поставщика товаров или услуг не было возможности закрыть сделку, расходы и вычеты НДС могут аннулировать.

Вам придется доказать, что при выборе контрагента вы проявили осмотрительность. Поэтому лучше заранее запросить все документы: ПТС, штатное расписание сотрудников, сведения о помещениях, перечень основных средств, подрядные договора и т.д. Имея их на руках, вы сможете убедить контролирующие организации, что выбор был обдуманным и на основании понятных критериев.

Вопрос №4. Как транспортировались товары?

Одни из самых простых, но в тоже время каверзных вопросов: на каком ТС привозили товар, фамилии водителей.

Перед походом в налоговую обязательно нужно убедиться, что на руках есть все документы, подтверждающие доставку товара. Это могут быть путевые листы, товарно-транспортные накладные. В любом случае в них указаны:

  • компания, которая непосредственно отвечает за доставку;
  • марка и модель машины, регистрационные номера;
  • ФИО водителя.

Накладные

Дополнительными подтверждающими документами станут журналы регистрации ТС пунктов контроля на въезде на территорию предприятия.

Следует проследить, что погрузка и разгрузка производилась по адресам, которые вписываются в общую логику сделки.

С другой стороны, если на допросе дать исчерпывающие сведения о транспортировке товаров, это станет серьезным аргументом в пользу того, что сделка чистая и реальная.

Вопрос №5. Почему услуги контрагента не оплачены?

Важно знать: условие оплаты давно отменили и данный факт не мешает применять вычет по НДС.

Однако в реальных условиях, именно этот факт становится «звоночком», который приводит к дополнительным проверкам со стороны контролирующих органов. Если инспекторы при изучении документов выяснят, что поставщику так и не перечислили деньги, они сразу усомнятся в том, что сделка реальная. После этого будут утверждать, что операция существует только на бумаге, а контрагент – это фирма-однодневка.

Конечно, продавец и покупатель могли договориться о взаимозачете или была предоставлена отсрочка. Но такие отношения придется доказывать и лучше с помощью документов.

В данном случае полезно изучить два документа:

  • Определение Верховного суда от 13.12.2018 № 309-КГ18-21357. В нем указывается, что помимо отсутствия оплаты, налоговикам придется найти и другие факты, на основании которых сделку можно будет признать фиктивной.
  • Постановление шестого арбитражно-апелляционного суда от 26.09.2018 № А04-1791/2018. Здесь судебная коллегия обратила внимание на то, что поставщик не предпринял никаких попыток взыскать задолженность с покупателя. Причем контрагент указал 0 и в строке баланса «дебиторская задолженность». ФНС выиграла это дело, доказав фиктивность взаимоотношений покупателя и продавца.

Вопрос №6. Почему в актах не детализированы работы и/или услуги?

Как правило, вопросы возникают в отношении услуг, которые трудно «потрогать». Сюда относятся маркетинг, финансовое консультирование, услуги юридического или информационного характера. Проходит несколько лет и материальных следов от таких операций просто не остается.

Возникают вопросы, в первую очередь, о том, почему работы или услуги не конкретизированы, а описаны общими словами.

Если инспекторов налоговой не устраивает детализация подобных операций, следует опираться на следующие пункты:

  1. Согласно части 2 статьи 9 ФЗ №402 «О бухучете» акт сдачи-приемки работ или услуг составляют в произвольной форме. Обязательным является только указание реквизитов и содержание по видам операций.
  2. Письмо Министерства финансов № 02-06-10/16186 от 9 апр 2014 дополнительно указывает, что в первичных документах не обязательно детализировать все операции.
  3. В Налоговом Кодексе РФ не сказано, что расходы не будут относиться к обоснованным и документально подтвержденным, если в актах отсутствует детализация.

Но тут нужно понимать, что детализация в первую очередь важна заказчику, а акт оказания услуг не единственный подтверждающий документ. Существуют еще договора и техзадания. Если и в них нет никакой конкретики, то суд может встать на сторону налоговых инспекторов.

Повторно детально описывать смысл работ и/или услуг в актах приемки не обязательно. Но заказчику лучше конкретизировать все это в договорах, чтобы проверяющим стала ясна суть операций.

Вопрос №7. Где дополнительные документы, которые перечислены в договоре?

Нередко в договорах дополнительно указывается, что контрагенты должны передать заказчику или покупателю копии своих свидетельств, сертификатов, допусков СРО.

Кроме того, в ходе реальных взаимоотношений обязательно появляются целые папки бумаг: заявка на поставку, уведомление об отгрузке, журнал прохождения инструктажа, отметки о допуске к работе, пропуски для представителей других компаний и т. д.

Дополнительные документы в договоре

Где все эти малозначимые, но крайне необходимые документы? Если их нет, то почему?

Прежде чем идти на допрос в налоговую, обязательно следует изучить договоры с контрагентами и обратить внимание на такие «мелочи». Ведь их отсутствие вызовет вопросы, а наличие, напротив, сразу же подтвердит реальность сделки.


Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp