1. Главная
  2. Блог
  3. Как работать по договору франчайзинга, чтобы налоговая не заподозрила в дроблении бизнеса

Как работать по договору франчайзинга, чтобы налоговая не заподозрила в дроблении бизнеса

Покупка бизнеса по договору франчайзинга позволяет предпринимателю не только открыть дело и сразу получать гарантированный доход. Для владельца франшизы это неплохой способ сэкономить на налогах. Но при упаковке франшизы нужно тщательно продумать договор франчайзинга и включить такие условия, которые отведут налоговую от подозрений в дроблении бизнеса. 

Какие условия договора могут вызвать подозрения налоговой в дроблении бизнеса

Франчайзинг – это договор, который предприниматель (франчайзи) заключает с владельцем фирмы и в дальнейшем бизнес ведется от ее имени. Таким образом компания, продающая франшизу, передает права на товарный знак нескольким независимым компаниям либо ИП. И если не оформить правильно договор франчайзинга, налоговая может заподозрить владельца франшизы в дроблении бизнеса.

Какие условия договора могут вызвать подозрения налоговой в дроблении бизнеса

Основным условием такой сделки является требование правообладателя действовать по его инструкциям и указаниям. Предприниматель должен продавать такие услуги или товары с функциями, которые пользователь получал бы при покупке их напрямую у производителя. А качество продукции или услуг должно соответствовать документации владельца франшизы.

Предприниматели,купившие бизнес по франшизе, должны оформить свои сайты или торговые точки по требованиям правообладателя. Но иногда налоговая может заподозрить компанию в дроблении бизнеса и попытается доказать этот факт в суде.

Вот условия,которые налоговая сочтет подходящими признаками ухода от уплаты налогов (например,к этим фактам были вопросы у ФНС в деле против KFC – определение от 05.11.2019 № 308-ЭС19-19669):

  1. Группой компаний, купившей франшизу,владеет единственный учредитель, он же выступает в качестве директора;

  2. Работники, имущественные и финансовые активы закреплялись за конкретными компаниями из группы, которые были оформлены как обособленные подразделения;

  3. У группы компаний был один доступ к системе интернет-банкинга и велся общий учет входящей и исходящей корреспонденции. 

Изучив факты, налоговая пришла к выводу, что группа компаний управлялась одним собственником. А под франшизу фирма отдается только с частичным контролем. 

Чтобы договор франчайзинга был рабочим, правообладатель должен передать покупателю целый комплекс исключительных прав за вознаграждение. Сюда относятся права:

  • На товарный знак

  • Знак обслуживания

  • Коммерческое обозначение. 

Договор можно заключить на определенный срок, который обязательно должен указываться в документе. Либо сделать договор бессрочным. Срочный договор нужно будет регистрировать в Роспатенте. При этом правообладатель вправе установить ограничения на объем передаваемых прав: например, указать, что они действуют только в одном регионе. Либо указать конкретные товары, которые можно продавать под маркой франшизы – закупленные у собственника или произведенные франчайзи. 

Налоговики могут подозревать франчайзера в дроблении бизнеса и в том случае, если он будет выступать в качестве единственного поставщика для своих франчайзи. Например, в одном деле (постановление Первого ААС от 03.03.2021 по делу № А11-15678/2019) у франчайзера и подконтрольных компаний была единая система дисконтных карт. А ИП к тому же были родственниками владельца франшизы, да и IP-адреса с кассой у них совпадали.  

Здесь франчайзи удалось отбиться от налоговой продажей старых касс другим предпринимателям – такая продажа не запрещена законом. А услугами упомянутого в деле оператора онлайн-касс пользуются миллионы предпринимателей по России, поэтому здесь претензии налоговой неправомерны. 

В данном деле налоговая также сослалась на переход сотрудников из компании к ИП – на дробление бизнеса это не походило из-за малочисленности таких работников (всего 3% сотрудников от общего числа перешло к ИП). 

А если IP-адреса компании и ИП совпали, то франчайзи могут снимать помещение в одном здании с владельцем франшизы. 

В итоге суд не смог найти признаков дробления бизнеса. 

Как франчайзи защититься от претензий налоговой

Как франчайзи защититься от претензий налоговой

  1. Не пересекайтесь с владельцем франшизы – не стоит заключать договор франчайзинга с родственником, а компании должны иметь разных учредителей. Имущественные,финансовые активы тоже должны быть разными. А офис и производственные помещения лучше снимать в другом месте. 

  2. Покупайте франшизу по рыночной стоимости. Если она отличается, судье и налоговой это бросится в глаза.

  3. Франчайзеру лучше передавать товарный знак и другие исключительные права за вознаграждение. Безвозмездная передача привлечет внимание налоговиков и те сочтут это признаком взаимозависимости. 

  4. Условия о покупке франшизы должны быть доступными. Если франшизу нельзя купить любому человеку, это точно вызовет подозрения у налоговой. 

Обязательные условия договора франчайзинга

Эти условия обязательно должны быть в договоре, поскольку в противном случае Роспатент не зарегистрирует договор франчайзинга:

  1. Какие интеллектуальные права передают покупателю франшизы

  2. Стоимость вознаграждения за передаваемую интеллектуальную собственность

  3. Что именно разрешено делать по договору покупателю франшизы и как он может использовать имущество и нематериальные активы правообладателя

  4. Конфиденциальные данные, например используемые ноу-хау франчайзера

  5. Требование о соблюдении качества продукции или товаров, которые и составляют франшизу.

Содержание:

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp