Заказать звонок

Оставьте заявку на бухгалтерское обслуживание вашего бизнеса


    Заказать звонок

    Оставьте заявку на бухгалтерское обслуживание вашего бизнеса


      Как работать по договору франчайзинга, чтобы налоговая не заподозрила в дроблении бизнеса

      Статьи

      Покупка бизнеса по договору франчайзинга позволяет предпринимателю не только открыть дело и сразу получать гарантированный доход. Для владельца франшизы это неплохой способ сэкономить на налогах. Но при упаковке франшизы нужно тщательно продумать договор франчайзинга и включить такие условия, которые отведут налоговую от подозрений в дроблении бизнеса.

      Какие условия договора могут вызвать подозрения налоговой в дроблении бизнеса

      Франчайзинг – это договор, который предприниматель (франчайзи) заключает с владельцем фирмы и в дальнейшем бизнес ведется от ее имени. Таким образом компания, продающая франшизу, передает права на товарный знак нескольким независимым компаниям либо ИП. И если не оформить правильно договор франчайзинга, налоговая может заподозрить владельца франшизы в дроблении бизнеса.

      Основным условием такой сделки является требование правообладателя действовать по его инструкциям и указаниям. Предприниматель должен продавать такие услуги или товары с функциями, которые пользователь получал бы при покупке их напрямую у производителя. А качество продукции или услуг должно соответствовать документации владельца франшизы.

      Предприниматели,купившие бизнес по франшизе, должны оформить свои сайты или торговые точки по требованиям правообладателя. Но иногда налоговая может заподозрить компанию в дроблении бизнеса и попытается доказать этот факт в суде.

      Вот условия,которые налоговая сочтет подходящими признаками ухода от уплаты налогов (например,к этим фактам были вопросы у ФНС в деле против KFC – определение от 05.11.2019 № 308-ЭС19-19669):

      1. Группой компаний, купившей франшизу,владеет единственный учредитель, он же выступает в качестве директора;
      2. Работники, имущественные и финансовые активы закреплялись за конкретными компаниями из группы, которые были оформлены как обособленные подразделения;
      3. У группы компаний был один доступ к системе интернет-банкинга и велся общий учет входящей и исходящей корреспонденции.

      Изучив факты, налоговая пришла к выводу, что группа компаний управлялась одним собственником. А под франшизу фирма отдается только с частичным контролем.

      Чтобы договор франчайзинга был рабочим, правообладатель должен передать покупателю целый комплекс исключительных прав за вознаграждение. Сюда относятся права:

      • На товарный знак
      • Знак обслуживания
      • Коммерческое обозначение.

      Договор можно заключить на определенный срок, который обязательно должен указываться в документе. Либо сделать договор бессрочным. Срочный договор нужно будет регистрировать в Роспатенте. При этом правообладатель вправе установить ограничения на объем передаваемых прав: например, указать, что они действуют только в одном регионе. Либо указать конкретные товары, которые можно продавать под маркой франшизы – закупленные у собственника или произведенные франчайзи.

      Налоговики могут подозревать франчайзера в дроблении бизнеса и в том случае, если он будет выступать в качестве единственного поставщика для своих франчайзи. Например, в одном деле (постановление Первого ААС от 03.03.2021 по делу № А11-15678/2019) у франчайзера и подконтрольных компаний была единая система дисконтных карт. А ИП к тому же были родственниками владельца франшизы, да и IP-адреса с кассой у них совпадали.

      Здесь франчайзи удалось отбиться от налоговой продажей старых касс другим предпринимателям – такая продажа не запрещена законом. А услугами упомянутого в деле оператора онлайн-касс пользуются миллионы предпринимателей по России, поэтому здесь претензии налоговой неправомерны.

      В данном деле налоговая также сослалась на переход сотрудников из компании к ИП – на дробление бизнеса это не походило из-за малочисленности таких работников (всего 3% сотрудников от общего числа перешло к ИП).

      А если IP-адреса компании и ИП совпали, то франчайзи могут снимать помещение в одном здании с владельцем франшизы.

      В итоге суд не смог найти признаков дробления бизнеса.

      Как франчайзи защититься от претензий налоговой

      1. Не пересекайтесь с владельцем франшизы – не стоит заключать договор франчайзинга с родственником, а компании должны иметь разных учредителей. Имущественные,финансовые активы тоже должны быть разными. А офис и производственные помещения лучше снимать в другом месте.
      2. Покупайте франшизу по рыночной стоимости. Если она отличается, судье и налоговой это бросится в глаза.
      3. Франчайзеру лучше передавать товарный знак и другие исключительные права за вознаграждение. Безвозмездная передача привлечет внимание налоговиков и те сочтут это признаком взаимозависимости.
      4. Условия о покупке франшизы должны быть доступными. Если франшизу нельзя купить любому человеку, это точно вызовет подозрения у налоговой.

      Обязательные условия договора франчайзинга

      Эти условия обязательно должны быть в договоре, поскольку в противном случае Роспатент не зарегистрирует договор франчайзинга:

      1. Какие интеллектуальные права передают покупателю франшизы
      2. Стоимость вознаграждения за передаваемую интеллектуальную собственность
      3. Что именно разрешено делать по договору покупателю франшизы и как он может использовать имущество и нематериальные активы правообладателя
      4. Конфиденциальные данные, например используемые ноу-хау франчайзера
      5. Требование о соблюдении качества продукции или товаров, которые и составляют франшизу.
      Оцените статью
      Блог Самитов Консалтинг
      Подписаться
      Уведомить о
      guest
      0 комментариев
      Межтекстовые Отзывы
      Посмотреть все комментарии
      Заказать звонок

      Оставьте заявку
      на бухгалтерское обслуживание вашего бизнеса