Для поощрения своих сотрудников работодатели могут предлагать им различные преференции, например, помощь с погашением ипотеки. Этот способ привлекателен тем, что при грамотном оформлении всех документов помимо повышения лояльности работников компания может получить определенные налоговые льготы. Рассказываем, что и как нужно сделать, чтобы выплата компенсации была максимально выгодной.
Правовое регулирование вопроса
В соответствии со ст. 255 НК РФ работодатель, решивший компенсировать сотруднику проценты по ипотечному кредиту (полученному на приобретение или строительство жилой недвижимости), может учесть выплаченные суммы в расходах по налогу на прибыль. Кроме того, с компенсации не нужно удерживать и перечислять НДФЛ.
Учтите, что льгота положена только в случае, если работник оформлен по трудовому договору. С компенсационных выплат другим физическим лицам, например, контрагентам или сотрудникам по договорам гражданско-правового характера, нужно в общем порядке заплатить и налог на прибыль, и НДФЛ.
Также не получится учесть компенсацию в расходах, если кредит был получен не на приобретение или строительства жилья. Например, на покупку нежилой недвижимости или рефинансирование другого ипотечного займа.
Предельный размер компенсации
Максимальный размер расходов, по которым организация может получить льготу, составляет 3% от общей суммы затрат на оплату труда. При этом учитываться должны расходы всей компании, а не отдельно взятого подразделения или филиала. Указанный лимит считается ежемесячно нарастающим итогом с самого начала года.
Поскольку налоговое законодательство не предполагает исключение суммы компенсации из общей суммы расходов на оплату труда, предельный размер выплаты, подлежащей включению в расходы при исчислении налога на прибыль следует считать по следующей формуле:
Предельный размер компенсации = (Расходы на оплату труда / 0.97) x 3%
Например, компания выплачивает работнику компенсацию 15 тыс. рублей в счет погашения процентов по ипотечному кредиту. С начала года общие расходы организации на оплату труда составили 5 млн. рублей. Соответственно, максимальная компенсация составит 154.6 тыс. рублей (5 млн. рублей / 0.97) x 3%. Поскольку лимит в разы больше выплачиваемой компенсации, всю сумму можно целиком включить в расходы по налогу на прибыль.
Как правильно оформить выплату компенсации?
Чтобы учесть выплаченную компенсацию в расходах по налогу на прибыль, нужно правильно оформить все документы. Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий:
- Проверьте, есть ли условие о выплате компенсации в коллективном или трудовом договоре с сотрудником. Если нет, заключите отдельное письменное соглашение либо оформите приложение к трудовому договору.
- Убедитесь, что кредит получен работником именно на приобретение или строительство жилья. Для обоснования своих расходов запросите подтверждающие документы, например, договор с банком, график платежей, ДКП недвижимости и пр. Также понадобятся документы, которые подтвердят, что проценты по кредиту выплачивались сотрудником самостоятельно. Это может быть соответствующая квитанция или выписка с банковского счета.
- Возьмите с работника заявление о компенсации процентов по кредиту. В нем должно быть указано, по какому договору происходит выплата процентов, какое жилое помещение было приобретено на заемные средства, за какой период и в каком размере нужно предоставить компенсацию.
- Удостоверьтесь, что соблюдаются все условия признания расходов, установленные ст. 252 НК РФ, а также собраны все необходимые для этого документы.
- Издайте приказ о выплате компенсации. Приказ составляется в произвольной форме. Главное, чтобы в нем была указана сумма выплаты, ее основание (реквизиты заявления сотрудника, кредитный договор, выписка из ЕГРН и т.д.), сроки и порядок предоставления компенсации (единовременно, поэтапно, периодически).
Помните, что от того, насколько правильно оформлена выплата компенсации, зависит то, получится ли учесть понесенные затраты в расходах по налогу на прибыль. Если ошибиться, то у налоговой инспекции могут возникнуть претензии по поводу обоснованности применения льготы.
Начисление НДФЛ и страховых взносов при выплате компенсации
С суммы компенсации, которая была учтена в расходах по налогу на прибыль (лимит 3%), удерживать НДФЛ не нужно.
В случае, если компенсированные проценты выходят за рамки лимита, с суммы превышения необходимо удержать НДФЛ в общем порядке по ставке 13%.
Учтите, что при выплате компенсации сразу нескольким сотрудникам, работодатель вправе самостоятельно решить, чьи проценты включать в расходы, а чьи нет. Например, это может происходит в хронологическом порядке (кто первый, с того НДФЛ и не удерживают), либо пропорционально по каждому работнику исходя из выплачиваемой суммы.
Что касается взносов на ОПС, ОМС, по ВНиМ и на травматизм, то их платить не нужно. В данном случае лимит 3% не учитывается, поэтому размер компенсации значения не имеет.
В каких случаях не получится применить льготы
Льгота положена только при условии компенсации расходов работника на погашение процентов по ипотечному кредиту. Если работодатель самостоятельно уплачивает проценты банку, то о компенсации говорить не приходится. Следовательно, понесенные затраты не получится учесть в расходах по налогу на прибыль.
Налоговая оптимизация – это сложный, но крайне важный процесс для любого бизнеса. При грамотном подходе у предпринимателя есть все шансы на уменьшение размера обязательств перед бюджетом и сокращение регулярных расходов. В это же время ошибки могут обернуться претензиями со стороны контролирующих органов, налоговыми доначислениями и штрафами. Если хотите работать законно и не готовы рисковать, обращайтесь за юридическим сопровождением бизнеса в Самитов Консалтинг.