- Органы контроля просили предъявить широкий список документов
- Инспекция неправомерно потребовала лишние документы
- Штатное расписание
- Книги покупок и продаж
- Договоры
- Счета-фактуры, выставленные покупателям
- Акты сверок и акты взаимозачета
- Оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, анализ счетов, расшифровки задолженности
- Лицензии, ПТС, инвентарные описи и карточки учета ОС
- Доверенности
- Как составить мотивированный отказ
Организация решила подать на возмещение НДС. Но представители налоговой инспекции потребовали предоставить документы и пояснения, причем список был просто огромным. Встал вопрос – как отбиться от углубленной камералки декларации по НДС. И хотя контролеры надзорного органа захотели пояснений и предъявления документов на основании законодательства страны, компания сочла, что такие требования вне рамок закона и обратилась в УФНС с апелляционной жалобой. Вышестоящая инстанция только частично признала правоту организации, потому дело пришлось доводить до суда.
Органы контроля просили предъявить широкий список документов
Пока шла камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость, контролирующий орган запросил длинный список документации. Кроме первичных документов и счетов фактур, требовалось предъявить:
карточки и анализ счетов плюс оборотно-сальдовые ведомости;
дебиторскую и кредиторскую расшифровку всех задолженностей;
контрагентские договоры;
документы по сверкам с росписями обеих сторон и печатями;
взаимозачетные акты;
бумаги по учету основных средств и инвентарные описи;
паспорта всех машин и свидетельства их регистрации в Гостехнадзоре;
расписание штата;
доверенности и все имеющиеся лицензии.
Инспекция неправомерно потребовала лишние документы
В ходе досудебного разбирательства, фирме удалось доказать, что штатное расписание, книги покупок и продаж, а также пояснительную записку о причинах возврата НДС контролирующие органа потребовали незаконно.
Незаконность требований о предъявлении остальных документов пришлось доказывать в судебном порядке. При этом юристы настаивали на том, что требуемый список, который был запрошен контролерами, является закрытым по пункту 8 статьи 88 Налогового Кодекса РФ.
Штатное расписание
В апелляции юристы предпринимателей настаивали на том, что Налоговый Кодекс позволяет фискалам запросить только первичку и счета-фактуры. Ведь именно они подтверждают расчёт и вычеты по возмещению НДС.
Ссылаясь на 172 статью Налогового Кодекса РФ, правозащитники пытались показать, что требовать документы возможно только те, которые есть в данной норме по пункту 8 статьи 88 НК РФ.
Вышестоящая инстанция признала, что контролеры были не в праве требовать предъявления расписания, ссылаясь на статьи 88 и 172 НК РФ при камеральной проверке по НДС.
Книги покупок и продаж
Все в той же 172 статье Налогового Кодекса, которая диктует порядок применения вычетов, не указаны книги покупок и продаж. То есть, требовать их предъявления нельзя. В этих документах фактически нет никакой отображающей информации по НДС и его вычетам.
Этот документ предназначается для учета счетов-фактур, которые выставляются продавцами, согласно пункту 1 «Правил ведения книги покупок» (утв. постановлением Правительства РФ №1137 от 26 декабря 2011 года).
Книга покупок, прежде всего, предназначается для регистрации и не может считаться документом, который диктует правомерность осуществления налоговых вычетов.
21 глава Налогового Кодекса не содержит информации об ошибочном ведении книги покупок, с использованием этого факта в качестве основания для отказа принятия по вычетам Налога на Добавленную Стоимость. Здесь пригодились постановления АС Северо-Западного округа №А13-14539/2016 от 01 сентября 2017 года и Тринадцатого ААС №А56-29490/20150 от 05 октября 2015 года.
То, что информацию из книги покупок включают в декларационные документы по НДС, не может свидетельствовать о том, что инспекция законно потребовала документы. Сама по себе декларация лишь заявление от лица организации о тех или иных обстоятельствах. Она также подлежит проверке и не может использоваться в качестве фактического подтверждения, что эти обстоятельства наличествуют, согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ.
Договоры
Как и следовало ожидать, инспекторы потребовали документы по всем контрагентам. Юристы предпринимателей пытались доказать, что бумаги по реализации услуг, работ и товаров никак не связаны с вычетами по добавленному налогу.
Так, они указали, что документация на приобретение всего вышеуказанного не может использоваться в качестве подтверждения законности вычетов, и в статье 172 НК РФ она не указывается.
Счета-фактуры, выставленные покупателям
Фискалы могут правомерно потребовать только те документы, которые достоверно могут подтвердить обоснованность вычетов, согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ.
На формирование вычетов по Налогу на Добавленную Стоимость счета-фактуры, которые выставляются продавцами, никоим образом не влияют. Налоговой доказать обратное не удалось – ч. 5 ст. 200 АПК.
Акты сверок и акты взаимозачета
Эти акты и документы связаны только с зачетом требований. Они никак не влияют на вычеты и их размеры по НДС. Они используются для выявления задолженностей, как дебиторской, так и кредиторской.
Зачет – это лишь форма прекращения тех или иных обстоятельств, согласно статье 410 Гражданского Кодекса. Используя положения в 171 и 172 статьях Налогового Кодекса, можно выяснить, что они не связывают наложение вычетов с оплатой услуг, работ или товаров.
Внимание! Есть или нет задолженность за услуги, товары или работы – факт, не оказывающий влияние на размер вычетов при истребовании НДС.
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, анализ счетов, расшифровки задолженности
Существуют формы, установленные государственными органами, по которым фискалы вправе истребовать определенные документы – подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Ни в одном нормативном акте не указана обязанность вести оборотно-сальдовую ведомость.
Нет понятия оборотно-сальдовая ведомость, есть либо оборотная ведомость, либо сальдовая ведомость.
И оба эти понятие присутствуют в Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, согласно письму Министерства финансов СССР №63 от 08 марта 1960 года. Но, этот документ утратил свою юридическую силу на данное время, согласно приказу Министерства финансов №184 от 30 апреля 2020 года.
Только снабженческие, производственные и организации сбыта вели ведомости сальдового и оборотного характера, что прописано в письме Минфина СССР №63 от 08 марта 1960 года. В ходе суда юристы предпринимателя подчеркнули, что организация никак не связана с вышеописанными сферами деятельности.
Кроме ведомостей с компании запросили анализ и карточки всех счетов. Также были запрошены расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей. Фискалы в буквальном смысле принуждали фирму представить информацию, в только им удобном виде.
Внимание! Юристы компании ссылались на то, что закон не обязывает налогоплательщика выполнять данное требование, так как им не предусмотрено обязательное ведение документации «в разрезе субсчетов и контрагентов».
Фирма предоставила выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Она относится к микропредприятиям, и согласно пункту 1 части 4 статьи 6 Федерального закона №402‑ФЗ от 06 декабря 2011 года «О бухучете», может осуществлять ведение бухгалтерии по упрощенной форме.
Существуют типовые рекомендации по организации бухучета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина №64н от 21 декабря 1998 года, согласно которым, организации, относящиеся к микропредприятиям, составлять оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов не обязаны.
В качестве регистров для ведения бухгалтерии по формам 10, 41 и 60 предусмотрены ведомости, а не карточки, согласно типовым рекомендаций, утвержденные приказом № 64н.
Анализ счетов и расшифровка задолженности – это аналитическая информация, а не документы. А так как это всего лишь информация, фискалы требовать ее не в праве, согласно пункту 4 письма ФНС №АС-4-2/15309 от 13 сентября 2012 года и постановлению Верховного суда РФ №46-АД14-15 от 09 июля 2014 года.
Внимание! То, что налоговикам рассматривать какой-либо документ более удобно в определенном виде, не является основанием для ущемления прав честного налогоплательщика. Данное утверждение определено Верховным судом РФ в документах №301-КГ18-20421 от 14 марта 2019 года и №309-ЭС19-21200 от 28 февраля 2020 года.
Лицензии, ПТС, инвентарные описи и карточки учета ОС
Также фискалы потребовали предъявить:
свидетельства о регистрации транспортных средств в Гостехнадзоре;
свидетельства о собственности;
страховые полисы.
Для определения размеров, как и для самых вычетов по НДС, ни один из вышеописанных документов не применяется. То есть, заявленные требования налоговиков нарушают принципы определения законодательства. Также они не расшифровали сокращенное понятие ПТС и не пояснили, какие именно лицензии хотят видеть.
Доверенности
Во-первых, налоговики не уточняли, какие именно доверенности им требуются – о представлении в суде, о праве подписи документов или другие. Во-вторых, они не прояснили, как именно доверенности могут влиять на подсчет вычетов по НДС.
Как составить мотивированный отказ
Да, налоговые инспекторы имеют право потребовать от лица, проходящего проверку, документы, согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ.
Статья 88 НК РФ является правовой нормой, которая диктует должностные полномочия налоговых органов в процессе камералки. В процессе разбирательства, налоговики не дали ни одну отсылку к положениям в 88 статье НК РФ. Согласно этой статье, потребовать документы от компании можно либо в случае, если она должна была предоставить декларацию вместе с требуемыми документами, но не сделала этого, либо, если статья разрешает это требование от лица фискалов.
Налоговики пытались ссылаться на статью 54.1 НК РФ, но дело в том, что ни одно из положений в той же самой статье не содержат информации по регулированию процесса камералки. Следовательно, налоговики не могут устранять ограничения (пункт 7 статьи 88 НК РФ) и расширять список разрешенных к истребованию документов (пункт 8 статьи 88 НК РФ).
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним