- Понятие и сущность дробления бизнеса
- Признаки дробления бизнеса и их систематизация
- Отсутствие самостоятельности созданных бизнес-структур
- Использование общих ресурсов и средств труда
- Единый вид деятельности у участников схемы
- Очевидная взаимосвязь дробления и применения льготных налоговых режимов
- Отсутствие деловой цели разделения
- Что же со всем этим делать?
- В приоритете — территориальное и отраслевое дробление
- Добейтесь экономической реальности дробления
- Позаботьтесь о грамотном юридическом оформлении действий бизнес-структуры
- Заключение
Часть предпринимателей создает аффилированные бизнес-структуры, чтобы снизить налоговую нагрузку. ФНС может организовать проверку если заметит такое дробление бизнеса, чтобы доначислить недостающие налоги, а в наиболее критических случаях — передать информацию для возбуждения дела о налоговом преступлении. В этом материале мы разберем, в каких случаях органы ФНС видят признаки дробления бизнеса и как минимизировать такие подозрения.
Понятие и сущность дробления бизнеса
Понятие “дробление бизнеса” не закреплено ни в НК РФ, ни в иных нормативных или подзаконных актах. В то же время в письме ФНС России от 11 августа 2017 года № СА-4-7/15895@ имеется указание на “формальное разделение (дробление) бизнеса”, которое используется в качестве способа получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данная точка зрения превалирует и в иных разъясняющих вопрос незаконной налоговой оптимизации письмах ФНС РФ.
Эта необоснованность заключается, например, в переходе крупного налогоплательщика с ОСНО на льготный режим УСН, когда этот процесс сопровождается созданием аффилированных налогоплательщику юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе на патенте). Когда налоговые органы видят, что такой переход не имеет под собой реальной экономической цели, за исключением сокращения (или оптимизации) налогового бремени, они начинают видеть в этом незаконное дробление бизнеса и инициируют проведение налоговой проверки.
Признаки дробления бизнеса и их систематизация
Письмо, как обзор судебной арбитражной практики, по сути представляет многолетний практический опыт по выявлению схем дробления. В нем выделяют следующие группы признаков:
Отсутствие самостоятельности созданных бизнес-структур
Для сотрудников ИФНС взаимозависимость созданных организаций сама по себе является маркером потенциального дробления бизнеса. Например, когда параллельно с основным налогоплательщиком на ОСНО начинают функционировать ИП или ООО, руководителями которых являются члены семьи бенефициара основной фирмы, его подчиненные и т.д. Формальное назначение разных директоров в организации не поможет — налоговики научились работать и с разветвленными видами структур бизнеса, выявляя в ходе проверок бухотчетности в том числе движение денежных потоков между организациями и на этом основании выявляя ключевых бенефициаров.
Между тем, родственные связи владельцев юрлиц и ИП не являются доказательством схемы формального дробления бизнеса в целях оптимизации налогообложения. Для этого работникам ИФНС нужно представить и иные доказательства попыток незаконной налоговой оптимизации со стороны бенефициаров.
Использование общих ресурсов и средств труда
Самый распространенный критерий, по которому налоговики легко вычисляют формальных “дробленцев” — когда разные виды товаров продаются одним и тем же кассиром с разных ККТ и на которые выдаются чеки от разных организаций. Это очень примитивная схема налоговой оптимизации, которую сотрудники ИФНС стали признавать дроблением и доначислять налоги.
О формальном дроблении в этом случае может свидетельствовать:
- функционирование под единой вывеской и наименованием, общие офисы, помещения, склады, ККТ и терминалы, IP-адреса, ящики электронной почты и т.д.;
- отсутствие собственных работников у аффилированных лиц или их формальное перераспределение между участниками схемы;
- концентрация основных и оборотных средств у основного налогоплательщика с передачей их другим компаниям безвозмездно или без надлежащего юридического оформления (свидетельствующие о фиктивности такой передачи);
- общая бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров и иные структуры, занимающиеся выполнением своих функций в отношении всех организаций схемы.
Единый вид деятельности у участников схемы
Сотрудники ИФНС в Письме № СА-4-7/15895@ придерживаются точки зрения о том, что участие разных организаций в едином производственном процессе в качестве критерия дробления бизнеса. Особенно ярко это проявляется в том случае, когда при совпадении видов деятельности основной налогоплательщик становится единственным контрагентом зависимых структур, и они не предоставляют свои товары или услуги другим участникам рынка. Это легко выявляется в ходе проверки бухотчетности и влечет за собой весь спектр налоговых санкций, вплоть до уголовного дела за совершение налогового преступления.
Следует подчеркнуть, что одного совпадения кодов ОКВЭД для обоснования формальности дробления будет мало. В судебной практике имеются примеры, когда входящие в одну бизнес-структуру организации с одним видом деятельности смогли избежать доначисления налогов. Они приводили доказательства того, что нахождение обособленных организаций в разных населенных пунктах было экономически обоснованно, а не имело единственной целью снизить налоговое бремя. Поэтому суды признали проведенную оптимизацию налогообложения в организациях законной.
Очевидная взаимосвязь дробления и применения льготных налоговых режимов
На наличие этого признака будет указывать:
- создание новых организаций в момент достижения основным налогоплательщикам лимита по УСН;
- перераспределение финансовых потоков при приближении отдельных участников схемы к пределу по УСН;
- распределение контрагентов исходя из применяемой ими системы налогообложения (для оптимизации входного вычета по НДС).
Любой из этих факторов является маркером для ФНС о незаконном уменьшении налогового бремени.
Отсутствие деловой цели разделения
Данный критерий можно охарактеризовать так: все, что выглядит экономически неадекватно, свидетельствует о дроблении бизнеса. Например, при создании новых фирм основной налогоплательщик показал резкое снижение рентабельности или вовсе остановил свою деятельность, неся только расходы, в то время как новые фирмы резко увеличили свой доход. Кроме того, работники ИФНС подозревают дробление в целях налоговой оптимизации в тех случаях, когда при расширении показателей производства участники схемы показывают сохранение или снижение отчисляемых налогов.
Что же со всем этим делать?
Следует понимать, что доначисление налогов можно оспорить в судебных органах. Наличия только одного из вышеперечисленных признаков будет недостаточно для признания схемы дробления незаконной. Следовательно, если есть необходимость в дроблении бизнеса, то его нужно производить разумно и с опорой на действующую практику налоговиков.
В приоритете — территориальное и отраслевое дробление
Физическое обособление новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе с патентом) от основного налогоплательщика существенно облегчает процесс ухода от подозрений в дроблении бизнеса. Да, только это не спасет от споров с налоговой, придерживающейся в своих письмах позиции о необходимости налоговых проверок при любом подозрении в дроблении бизнеса. В то же время, гораздо легче обосновывать самостоятельность участника схемы, находящегося не по одному адресу с остальными фирмами.
Еще один выигрышный метод — создание компаний, специализирующихся на разных направлениях деятельности в рамках поддержки основного бизнеса: бухучет, IT-аутсорс, юридическое сопровождение. Однако для налоговой безопасности такие фирмы должны иметь и иных контрагентов, поскольку в противном случае сотрудники ИФНС могут заподозрить создание формальной схемы в рамках единого производственного цикла с единственной целью оптимизации налогообложения.
Добейтесь экономической реальности дробления
Создавать экономически несамостоятельных субъектов в схеме нельзя — они станут теми самыми слабыми звеньями, по которым сотрудники ИФНС в ходе проверки вычислят формальность дробления. Создаваемые компании должны быть обеспечены собственными основными средствами, ресурсной базой, работниками и инфраструктурой. Операции между участниками структуры должны быть похожи на рыночные взаимоотношения, поскольку безвозмездная помощь одних компаний другим тоже натолкнет налоговиков на подозрения в оптимизации налогового бремени. В этом случае доказать отсутствие формального дробления будет гораздо легче.
Кроме того, создавайте новые структуры не спонтанно, а заблаговременно, обосновывая эти действия исследованиями рынка и иными экономическими параметрами. Появление зависимых лиц непосредственно перед превышением основным налогоплательщиком лимитов по УСН слишком ясно читается из предоставляемой налоговой отчетности и обнаруживается при проверке налоговиками.
Позаботьтесь о грамотном юридическом оформлении действий бизнес-структуры
В случае камеральной или выездной налоговой проверки по вопросу дробления сотрудник налоговой будет искать слабые места схемы в том числе в документальном оформлении (договоры аренды, поставки, оказания услуг и т.д. между участниками схемы). Чем качественнее с юридической точки зрения будут оформлены отношения между взаимозависимыми лицами, тем меньше у налоговика будет сомнений в их реальности и создания отношений исключительно для целей налоговой оптимизации.
Заключение
Мы рассказали вам о критериях определения схем формального дробления бизнеса, которых придерживаются налоговые органы, и способами минимизации связанных с этим рисков. Надеемся, что данный материал будет полезен вам при налоговом планировании и позволит не допустить ошибок, платить за которые придется рублем!
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним