Как следует из писем Минфина №03-04-05/32513 от 04.06.2015 и №03-01-13/01/47571 от 07.11.2013 инспекторы обязаны учитывать мнение арбитров. Поэтому в спорах с налоговиками вы можете ссылаться на новые выводы Верховного суда. Они подскажут, как действовать в конкретной ситуации и избежать доначислений. Специалисты компании Самитов Консалтинг собрали для вас самые важные из них.
Делить бизнес можно при наличии деловой цели
Организация, изготавливающая кожаные изделия, начала свою деятельность еще в 1992 году. Но в какой-то момент было принято решение о расширении бизнеса. Для этого в период с 1998 по 2009 годы было зарегистрировано 6 новых компаний на упрощенке.
Во время выездной проверки фискалов заинтересовало такое дробление. Они стали подозревать использование схемы, так как компания и все ее партнеры были зарегистрированы по одному адресу, расчетные счета открыты в одном банке. Кроме того, у всех фирм были единые бухгалтерия, сайт, одинаковые номера телефонов и один товарный знак.
Также инспекторы проверили и состав учредителей, а также узнали, кто на самом деле принимал управленческие решения. Выяснилось, что все новые фирмы подконтрольны, а их учредителем с долями от 75% до 100% является руководитель основной производственной организации. Все это дало инспекторам основания полагать, что все компании участвуют в одной схеме дробления бизнеса. Основная ее цель — получение необоснованной налоговой выгоды в виде распределения выручки, что позволит сократить налоговую нагрузку. Сумма доначислений составила более 19 млн. рублей.
Но организация сумела оспорить решение инспекторов. Она убедила арбитров в том, что деление бизнеса стало необходимой мерой. Группа взаимозависимых компаний была создана для исполнения указаний губернатора и регионального правительства. В области начали работу по созданию предприятий малого и среднего бизнеса на свободных производственных площадках. Таким компаниям оказывалась вся необходимая помощь и поддержка в работе. Организация так и поступила, поэтому все обвинения инспекторов можно назвать беспочвенными.
Руководитель компании также рассказала арбитрам всю предысторию создания компании. Она формировалась в течение 15 лет, что доказывает наличие как деловой, так и экономической составляющей бизнеса. Каждая фирма вела самостоятельную деятельность, у них были собственные линии сбыта продукции.
Инспекторы в своем решении исходили исключительно из норм НК, но им следовало учитывать и правила обычной деловой практики, требования Гражданского кодекса. В конечном счете, арбитры признали недействительным решение налоговиков. А Верховный суд не только согласился с решением нижестоящих инстанций, но и пояснил, что разделение бизнеса на несколько самостоятельных фирм – еще не повод для доначислений. Необходимо установить самостоятельность участников и наличие деловой цели (определение ВС №306-ЭС21-21905 от 26.01.2022).
Как сохранить деньги
Перед тем, как менять структуру бизнеса, необходимо продумать каждый шаг. Особенно это касается случаев, когда работа компаний будет вестись под одним брендом и товарным знаком. Например, если у вас розничная сеть, разумно заключить между участниками договор коммерческой концессии.
Передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности (товарного знака) нужно обязательно зарегистрировать в Роспатенте, что установлено требованиями ст.1235 ГК РФ. Так вы сумеете доказать, что не могли подписать договор задним числом.
Кроме того, по договору коммерческой концессии можно передать не только права на товарный знак, но и на программное обеспечение. Так, вся сеть на законных основаниях будет работать в единой CRM-системе.
Также в договоре рекомендуется предусмотреть возможность использования одной бухгалтерии. Так налоговики не смогут предъявить вам претензии по поводу того, что все контрагенты обслуживаются одной компанией. Но необходимо подтвердить выгоду такого обслуживания. Для этого нужно собрать и хранить коммерческие предложения аутсорсинговых услуг на рынке.
Ключевой момент – это наличие деловой цели, в связи с которой пришлось раздробить бизнес. Таковой может быть:
повышение эффективности работы компании (постановление АС Западно-Сибирского округа №А45-30753/2020 от 27.10.2021);
увеличение продаж (постановление АС Поволжского округа №А12-21412/2020 от 14.10.2021).
Необходимость раздробить бизнес могла быть вызвана всевозможными рисками, для минимизации которых и потребовались такие действия. Например, компания хотела исключить риски по закрытию бизнеса из-за претензий, которые предъявил учредитель, вышедший из состава участников. Также дробление делает ничтожными лицензионные риски, увеличивает возможности кредитования, уменьшает риски появления убытков от действий недобросовестных контрагентов (постановление АС Северо-Западного округа №А13-18722-2017 от 19.03.2020).
Представленные примеры из арбитражной практики могут оказаться полезными в решении споров с налоговиками. Если у вас остались вопросы относительно их применения для вашего конкретного случая, специалисты компании Самитов Консалтинг готовы вас проконсультировать. Также наши юристы и бухгалтеры смогут отстоять ваши интересы в суде, ФНС и прочих инстанциях. Их высокий профессионализм подтверждается не только разносторонней практикой и многолетним опытом, но и благодарственными письмами, отзывами клиентов. С большинством из них мы работаем и сегодня. Для записи на консультацию просто напишите нам в онлайн-чат или закажите обратный звонок. Наши менеджеры свяжут вас с экспертами.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним