Систематичность деятельности по продаже автомобилей, принадлежащих ИП, может привлечь внимание налоговиков и повлечь за собой доначисления налога и административную ответственность. Проблемы с налоговой начнутся в том случае, если предприниматель не сможет доказать, что использовал транспорт не с целью получить прибыль, а в личных и семейных интересах.
Суть спора. Предприниматель на УСН продал пять автомобилей на общую сумму 13,5 млн руб. Однако выручку от реализации не включил в налоговую базу по УСН. Предприниматель включил доход от продажи транспорта в декларацию 3-НДФЛ, но и там налог к уплате составил 0 руб.
Естественно инспекторы заподозрили неладное. Они просмотрели информацию за последние два года и выяснили, что за этот период предприниматель продал еще шесть автомобилей. Налоговики пришли к выводу о систематичности сделок по продаже транспортных средств.
В нашем случае частота сделок с недвижимым имуществом указывает на его невозможность применения в личных целях. Проданные автомобили находились в собственности предпринимателя непродолжительное время. Ориентируясь на данное обстоятельство, налоговики пришли к выводу, что транспортные средства изначально приобретались с целью перепродажи. Однако доход от их продажи в налоговой базе для целей УСН не учтен.
ИФНС доначислила налог по УСН и оштрафовала предпринимателя по статье 122 НК.
Аргументы предпринимателя. В рамках судебного разбирательства предприниматель пытался доказать, что приобретал все машины для близких родственников (а именно для матери и брата). Он утверждал, что все автомобили использовались для семейных потребностей. О том, чтобы заработать на перепродаже транспортных средств не велось и речи. Перепродали машины потому, что не было другой возможности погасить кредиты в банке и оплатить первоначальный взнос на покупку квартиры в Москве. Позиция предпринимателя была такова: полученный от продажи транспорта доход никак не связан с предпринимательской деятельностью.
Как разрешился спор. Забегая вперед, скажем, что предпринимателю не удалось доказать, что автомобили приобретались не для извлечения прибыли, а в личных целях. У налогоплательщика не было документов, подтверждающих, что транспортные средства были переданы в собственность матери и брата. У него также не было договоров страхования (напомним, что в соответствии с законодательными нормами ездить на машине без действующего ОСАГО запрещено). В качестве собственника автомобилей числился предприниматель, однако никаких доверенностей на их управление не оформлялись (то есть мать и брат предпринимателя не могли на них ездить).
Было еще одно важное обстоятельство, указывающее, что автомобили не приобретались для семейного пользования: на момент приобретения и продажи спорных машин брату предпринимателя еще не исполнилось 18 лет. Следовательно, он был не вправе управлять автомобилями категории А, В, С и подкатегориями В1, С1 (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Мать налогоплательщика, которому инспектор доначислил налог, сама была зарегистрирована в качестве ИП и имела в собственности 13 автомобилей. Учитывая это, суды отвергли довод предпринимателя о том, что спорный транспорт он приобретал для близких родственников.
Сделки купли-продажи транспортных средств оформлялись без указания статуса индивидуального предпринимателя. Однако данный факт не говорит о том, что продажа не имеет отношения к предпринимательской деятельности.
В итоге суды признали решение инспекции правильным.
Что учесть в работе. В подобных спорах налоговики часто интересуются техническими характеристиками автомобилей. Эта информация им нужна, для того чтобы установить с какой целью приобреталось транспортное средство — для бизнеса или для личных целей. Так, в одном деле инспекторы выявили, что ИП приобрел грузовой автомобиль. Но тот утверждал, что купил машину для использования в личных целях.
Налоговики изучили технические характеристики приобретенного автомобиля и пришли к выводу, что такие машины относятся к категории транспортных средств, предназначенным для перевозки грузов, а не для личного, семейного потребления. При этом предприниматель выполнял работы по ремонту кровель, корпусов, текущий ремонт помещений. Грузовой транспорт был необходим ему для перевозки строительных материалов, то есть для использования в предпринимательской деятельности (постановление АС Центрального округа от 27.09.2022 № А35-2644/2021).
Не знаете, как обезопасить себя от доначислений и административной ответственности? Обратитесь за помощью к специалистам компании Самитов Консалтинг. Мы детально проанализируем вашу ситуацию и расскажем, какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать проблем с налоговыми инспекторами.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним