Для повышения эффективности бизнеса его владельцам может прийти идея о его разделении. Однако такое решение может не найти понимания со стороны налоговиков — они могут увидеть в нем признаки дробления бизнеса для снижения налогового бремени. В этом материале мы рассмотрим, какие риски для бизнесменов влечет выявление схем разделения компании.
Что такое дробление бизнеса и как его выявляет налоговая?
ФНС России под дроблением бизнеса понимает создание такой ситуации, когда основной налогоплательщик снижает свою налоговую нагрузку за счет взаимодействия с другими компаниями, входящими в его бизнес-структуру. При этом такое снижение трактуется налоговиками как единственная цель взаимодействия (то есть не прослеживается внятного экономического обоснования совершенных сделок).
О наличии дробления бизнеса могут свидетельствовать следующие факторы:
- Аффилированность участников схемы (родственные связи, подчиненность на работе и т.д.). Простейший пример: основным налогоплательщиком на УСН является ООО (директор — муж), и чтобы не допустить превышения лимитов доходов, в какой-то момент поступление доходов переводится на его жену, имеющую статус ИП и занимающуюся такой же деятельностью. Кроме того, подозрение в аффилированности усиливается при отсутствии у новых компаний других контрагентов, кроме участников схемы;
- Отсутствие у иных участников схемы ресурсов для осуществления деятельности. Компании существуют формально, не обладая при этом ни основными средствами, ни собственными работниками, ни производственными площадями. В наиболее очевидных случаях — по одному адресу функционируют несколько ООО и ИП (те же муж и жена), которые используют ресурсы основного налогоплательщика без каких-либо документов (договоры аренды, купли-продажи, надлежаще оформленные отношения с работниками и т.д.);
- Отсутствие деловой цели разделения. Под этот критерий налоговики относят любые подозрения в отсутствии экономического смысла создания новых компаний. Например: снижение прибыли или даже убыточность основного налогоплательщика при резком росте рентабельности новых структур, совершение между ними экономически нецелесообразных сделок или наличие взаимосвязи роста денежных потоков с приближением к лимиту по УСН у фирм схемы. Все это свидетельствует о том, что приоритетной целью дробления являлся уход от налогообложения.
Следует подчеркнуть, что не всегда дробление бизнеса действительно направлено на уклонение от налогов. В ряде случаев оно действительно обусловлено экономическими или организационными причинами. Например, при наличии комплекса недвижимости налогоплательщик может передать ее на управление в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), что вполне законно приведет к снижению налоговой нагрузки. Однако, для того чтобы минимизировать риск выявления уклонения от налогов, бизнесмену придется обосновать экономические цели перевода недвижимости в ЗПИФ, а также озаботиться грамотным правовым закреплением этого процесса.
Налоговые риски дробления бизнеса
Выявив схему незаконного дробления бизнеса и собрав необходимую доказательную базу, сотрудники ФНС займутся начислением и взысканием недополученных государством средств. Выявленные признания можно разделить на три группы.
Доначисление налогов и налоговая реконструкция
Первым и наиболее значимым риском выявленного дробления бизнеса будет пересчет налогового бремени между участниками схемы. Этот пересчет будет осуществляться так, как если бы все доходы и расходы в схеме нес основной налогоплательщик. Данное действие в практике деятельности ФНС называется “налоговой реконструкцией”.
Наиболее чувствительна такая реконструкция будет в отношении группы налогоплательщиков на УСН. Крайне вероятно, что их объединение налоговиками повлечет перевод основного налогоплательщика на ОСНО. За этим последует доначисление ему налога на прибыль, НДС, а также иных налогов, от которых он был освобожден при использовании УСН. Индивидуальному предпринимателю в аналогичной ситуации доначислят НДФЛ и НДС.
Налоговая реконструкция чревата еще и тем, что при выявлении дробления бизнеса инспекция часто “забывает” учесть уже уплаченное на другом режиме. Несмотря на имеющуюся практику Верховного Суда РФ (Определение № 301-ЭС22-11144 от 17 октября 2022 года, Определение № 308-ЭС-22-15224 от 23 декабря 2022 года) и разъясняющие письма ФНС России (Письмо № БВ-4-7/13774@ от 14 октября 2022 года, Письмо № БВ-4-9/12603@ от 03 октября 2023 года), налоговики продолжают неверно исчислять сумму консолидированной налоговой обязанности при выставлении требований. Налогоплательщик же, в свою очередь, вынужден тратить время и обжаловать их в вышестоящий орган или суд, при этом часто добиваясь справедливости только в апелляционной или кассационной инстанции.
Привлечение к налоговой ответственности
Доначисление налогов в порядке налоговой реконструкции — лишь один из методов воздействия на бизнес. Другим распространенным действием налоговиков является взыскание с компаний или ИП штрафов за неуплату налогов на основании статьи 122 Налогового Кодекса РФ.
Данная статья НК РФ предусматривает два состава правонарушения — умышленная (п. 3) и неумышленная (п. 1) неуплата налогов. Дробление бизнеса едва ли можно совершить неумышленно (поскольку оно предполагает намеренное создание новых хозяйствующих субъектов), поэтому чаще всего уличенных в этом налогоплательщиков привлекают по пункту 3 статьи 122 НК РФ. Санкция, предусмотренная за это правонарушение — 40 процентов от суммы доначисленного и неуплаченного налога, что делает этот риск весьма болезненным для бизнесмена.
Утрата льготных налоговых статусов
Кроме вышеописанных последствий, консолидации доходов может сопутствовать риск потери льготных налоговых режимов. Чаще всего в этом случае происходит перевод основного налогоплательщика с УСН на ОСНО. Помимо вышеописанного доначисления доходов, этот переход чреват и тем, что уведомить о переходе на УСН такая организация сможет не раньше конца следующего календарного года.
Пример: В сентябре 2024 года налоговая инспекция выявила дробление бизнеса в ООО «Альфа» (основной налогоплательщик) и направило сообщение об утрате права на использование УСН. Соответственно, с октября 2024 года ООО «Альфа» будет находиться на ОСНО, и получит право перейти на УСН только в 2026 году.
В то же время, риски имеются и для других лиц, использующих льготные режимы или ставки налогообложения. Они связаны с превышением доли непрофильного дохода в их деятельности, что влечет за собой утрату льготной налоговой ставки.
Пример: ООО «Айти» (основной налогоплательщик, на ОСНО) и ООО «Сеттер» (на ОСНО), находятся под руководством аффилированных лиц и имеют единый штат. ООО “Айти” занимается разработкой программного обеспечения и его реализацией. ООО “Сеттер” оказывает услуги по настройке и оптимизации работы компьютеров и их сетей у клиентов. В целях оптимизации налогообложения ООО «Айти» использует льготную ставку налога на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ), установленную в размере 0 процентов, а ООО «Сеттер» оказывает иные виды услуг, не входящие в перечень льготных и не образующие профильного дохода в смысле статьи 284 НК РФ.
В ходе налоговой проверки была установлено, что ООО «Айти» и ООО «Сеттер» являются участниками единой бизнес-структуры. После принятия соответствующего решения и консолидации доходов ООО «Айти» может потерять льготную налоговую ставку на налог на прибыль, поскольку доля дохода от профильной IT-деятельности, учитываемой для целей такой ставки, может составить менее 70 процентов.
По этой причине собственникам бизнеса не следует игнорировать возможные риски от выявления схемы формального дробления, поскольку они могут оказаться куда существеннее явного доначисления налогов.
Уголовно-правовые риски дробления бизнеса
Помимо последствий в форме доначисления налогов и уплаты штрафов, формальное дробление бизнеса с уменьшением налоговой нагрузки может повлечь и уголовную ответственность. Она предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов. Субъектами преступлений по этим составам являются как ИП, так и директоры или иные ответственные за уплату налогов должностные лица в организациях.
Для наступления налоговой ответственности необходимо совершить уклонение от уплаты налогов и взносов за три финансовых года в следующих размерах:
– для ИП:
– крупный размер – от 2,75 млн до 13,5 млн. рублей;
– особо крупный размер – свыше 13,5 млн. рублей;
– для организаций:
– крупный размер – от 18,75 млн до 56,25 млн. рублей;
– особо крупный размер – свыше 56,25 млн рублей.
Из изложенного можно сделать вывод — недостижение пределов в 2,75 млн и 18,75 миллионов рублей неуплаченных налогов и взносов для ИП и юрлиц за три финансовых года означает отсутствие риска наступления ответственности по УК РФ. Такие правонарушители могут подвергнуться только доначислению налогов и уплате налогового штрафа.
Разница в размере незаконно полученной налоговой выгоды имеет значение для последующей квалификации деяния и определения меры ответственности:
- для ИП при крупном размере:
- штраф от 100 до 300 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период от одного до двух лет;
- принудительные работы до одного года;
- арест до шести месяцев;
- лишение свободы на срок до одного года;
- для ИП при особо крупном размере
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период от полутора до трех лет;
- принудительные работы сроком до трех лет;
- лишение свободы на срок до трех лет;
- для руководителей юридического лица при крупном размере:
- штраф от 100 до 300 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период от одного до двух лет;
- принудительные работы до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового;
- арест до шести месяцев;
- лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового;
- при особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору: либо принудительные работы сроком до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет;
- для руководителей юридического лица при особо крупном размере или при уклонении группой лиц по предварительному сговору:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период от одного до трех лет;
- принудительные работы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового;
- лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового;
Необходимо подчеркнуть, что ввиду намеренных действий по созданию схемы дробления бизнеса, налоговым органам не требуется доказывать умысел деяния. Кроме того, налоговики используют продолжительность существования аффилированных лиц для доказательства намеренности уклонения компаний от налогов. По их мнению, невозможно в течение длительного времени неумышленно уклоняться от исполнения своих налоговых обязательств в том случае, если дробление бизнеса преследовало именно цель снижения налогового бремени.
Также следует обратить внимание на момент, связанный с выявлением группы лиц при уклонении. В том случае, если помимо руководителя юридического лица право подписи на бухгалтерских документах и финансовой отчетности имеют и иные лица (заместитель директора, главный бухгалтер и т.д.), то доказать отсутствие группового сговора становится очень сложно. В этом случае сотрудники ФНС указывают на то, что уполномоченное на подписание данных документов лицо в силу своей квалификации и должности не могло не понимать реальный смысл производимых действий, направленных на уклонение от налогов.
Мы разобрали риски, возникающие у руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае выявления схемы дробления бизнеса. Меры налоговой и уголовной ответственности за данные деяния достаточно суровы. Соответственно, собственники бизнеса должны организовывать связь между бизнес-структурами таким образом, чтобы оставаться в легальном поле и быть “невидимыми” при налоговых проверках. Если вы столкнулись с подобной проблемой — обращайтесь в Самитов Консалтинг, и наши опытные специалисты помогут грамотно организовать ваш бизнес и минимизировать связанные с дроблением риски.