Учредители компаний по тем или иным причинам могут оказывать им помощь. Например, для исключения кассовых разрывов. О том, как оформить такую операцию, чтобы ни учредитель, ни компания не потеряли на налогах, рассказывают эксперты компании Самитов Консалтинг.
Пойти в этом случае можно тремя путями. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Можете подобрать для себя наиболее подходящий.
Процентный или беспроцентный заем
Владелец компании может предоставить ей заем как процентный, так и беспроцентный. Это будет гораздо выгоднее и быстрее, чем в банке. Достаточно заключить договор займа и указать в нем процентную ставку или прописать, что заем беспроцентный (ст.809 ГК РФ).
В договоре также необходимо указать точный срок возврата денег или определить его по моменту востребования. В последнем случае у компании будет 30 дней на возврат долга с момента, когда кредитор его потребует вернуть.
По общему правилу займы не учитываются при налогообложении прибыли. Но для этого потребуется вернуть долг. Если данное требование не выполнить, по истечению срока исковой давности, в соответствии с п.18 ст.250 НК РФ, полученные деньги будут включены в доходы компании.
Если заем был беспроцентным, учредитель не получит доход. Налогооблагаемая материальная выгода от экономии на процентах у компании не возникает, что подтверждается письмом Минфина №03-03-06/2/17311 от 24.03.2017.
Когда в договоре предусмотрена уплата процентов, для компании это чревато налоговыми расходами, а для учредителя – доходами. Если он является физлицом, то компания обязана начислить, удержать и заплатить НДФЛ.
Вклад учредителя
Устав ООО может предусматривать для учредителя возможность вкладываться в имущество. Для этого созывается внеочередное собрание участников. Его ход и принятые решения фиксируются в протоколе.
Вклад учредителя в имущество организации не зависит от его доли в уставном капитале, так как в результате операции он не увеличится. Согласно с п.1 ст.66.1 ГК РФ вклад может вноситься и деньгами. Но это в обязательном порядке должно отражаться в уставе.
Акционеры компании также могут вкладываться в его имущество, что закрепляется ст.32.2 ФЗ РФ №208 от 26.12.1995. Такое право имеется и у участников ООО (ст.27 ФЗ РФ №14 от 08.02.1998).
Вклады в имущество компании не воздействуют на номинальную стоимость долей участников. Возвращать вклад учредителю не придется, при этом он не сможет учесть такую помощь в составе расходов. Данное правило распространяется на все формы вкладов.
Что касается компании, то ей не придется включать вклад в налогооблагаемые доходы, но у инспекции может появиться желание удостовериться в том, что сделка соответствует/не соответствует требованиям ст.54.1 НК РФ о налоговой выгоде.
Безвозмездная помощь
Учредитель может передать своей компании безвозмездно денежные средства, имущество и имущественные гарантии. При этом с акционерами и участниками общества согласование проводить не придется. Между компанией и учредителем заключается договор дарения либо безвозмездной финансовой помощи. Если последняя предоставляется юрлицом, то необходимо решение его учредителей. А в соответствии с подп.4 п.1 ст.575 ГК РФ сделки дарения между юрлицами на сумму свыше 3 тыс. рублей противозаконны.
Учредитель не сможет учесть перечисленную обществу помощь при расчете налога на прибыль. У получателя помощи все не так просто. Как указано в подп.11 п.1 ст.251 НК РФ налог получателем помощи не уплачивается, если доля учредителя в обществе составляет не менее 50%. Учету подлежит и косвенное участие в ООО. В любом случае расчеты доли проводятся по требованиям ст.105.2 НК РФ.
При получении денежной помощи другие ограничения отсутствуют. Но принятое таким образом имущество компания не может никому передать на протяжении года. В противном случае база по налогу на прибыль увеличится на сумму стоимости этого имущества.
Если доля учредителя не достигает 50%, всю сумму помощи лучше включить в состав внереализационных доходов. Если используется кассовый метод, то делается это в день фактического получения денежных средств или имущества. При методе начисления – в день подписания акта приема-передачи имущества.
Если у вас остались вопросы по оформлению помощи от учредителей, обращайтесь в компанию Самитов Консалтинг. Мы оказываем как консультационные услуги, так и практическую помощь в решении задач бухгалтерского и налогового учета. Среди наших клиентов присутствуют представители малого и крупного бизнеса из различных сфер деятельности. Цель работы нашей компании – это развитие вашего бизнеса. Специалисты компании Самитов Консалтинг заинтересованы в том, чтобы вы остались довольны сотрудничеством с ними. Наша востребованность подтверждается благодарственными письмами клиентов. Со многими из них мы работаем и сегодня.
Для начала сотрудничества отправьте нам сообщение в онлайн-чат или закажите обратный звонок. Наши менеджеры запишут вас на консультацию.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним