- Каким образом налоговая служба проверяет налог на добавленную стоимость?
- Является ли налоговый инспектор главным звеном в процессе выявления разрывов?
- АСК НДС-2 – это конечный этап развития системы контроля?
- Каким образом АСК НДС-2 позволяет сотрудникам ФНС доначислять налог на прибыль?
- Интересы какой компании будут затронуты, если в цепочке поставщиков будет обнаружен разрыв?
- Существуют ли реальные способы избежать доначислений и выездных проверок?
- Каким образом добросовестная компания может повлиять на партнеров в цепочке сделок?
- Что делать, если налоговый инспектор определил компанию в качестве выгодоприобретателя?
- Каковы шансы выиграть судебный процесс с налоговым инспектором?
Каким образом налоговая служба проверяет налог на добавленную стоимость?
Устоявшееся мнение руководителей крупных компаний и собственников малого и среднего бизнеса о том, что сотрудники налоговых служб лично проверяют каждую налоговую декларацию по НДС с целью выявления “плохих” вычетов, не имеет ничего общего с действительностью.
На самом деле декларация не является отправной точкой. Контроль НДС начинается от разрыва и идет дальше в поиске конечного выгодоприобретателя.
Если один из поставщиков не отразил реализацию или не уплатил налог в бюджет, налоговый инспектор приступит к поиску выгодоприобретателя.
В данном случае сотрудник ФНС выполнит следующий набор стандартных действий:
потребует предоставить документы по сделке у компании и контрагентов (в том числе по аналогичным договорам для сравнения);
опросит руководителя и работников контрагента;
сопоставит движение товаров и денег по всей цепочке сделок от производителя до потребителя;
направит запросы в банки о физлицах, которые отправляют платежки, об IP-адресах компании и контрагентов;
проверит, подконтрольны ли контрагенты компании (например, если учредитель контрагента – родственник директора компании);
оценить, могли ли контрагенты исполнить сделку, по наличию имущества.
Основной целью инспектора в этой ситуации является доказательство факта того, что поставщик первого звена ничего не поставлял покупателю.
Является ли налоговый инспектор главным звеном в процессе выявления разрывов?
Основной процесс работы по выявлению разрывов берет на себя Автоматическая система контроля НДС-2 (далее АСК НДС-2).
Данный сервис не только отслеживает риски по налогу на добавленную стоимость. Он также находит аналогичные риски по другим налогам. Иными словами, алгоритм системы автоматически выстраивает цепочки до выгодоприобретателя с участием транзитеров.
В данном случае инспектор вступает в дело уже на этапе доказательства нарушения. Его цель – доказать факт присутствия в цепочке сделок компании, которая выполняет чисто “техническую” функцию (то есть в реальности никаких финансовых операций с такими компаниями не было).
Если инспектор наберет достаточный объем доказательств, для обвинений, то к выгодоприобретателю отправляется выездная проверка.
АСК НДС-2 – это конечный этап развития системы контроля?
Миф о том, АСК НДС-3 научится мгновенно сверять банковские платежи и счета-фактуры, не имеет ничего общего с реальностью. И сотрудники налоговых органов уже не раз его опровергали.
Здесь важно учесть, что система контроля постоянно обновляется. Последнее обновление АСК НДС-2 коснулось информационно аналитической системы контрольного блока и визуально-сетевого анализа.
АСК НДС-2 — это только составная часть ИАС КБ. Первая ищет налоговые разрывы, а вторая помогает собрать доказательства вины.
Каким образом АСК НДС-2 позволяет сотрудникам ФНС доначислять налог на прибыль?
В данном случае инспекторы отталкиваются от разрыва. Если он существует более трех лет или источник разрыва выбыл из ЕГРЮЛ, тогда проверят, нет ли кредиторской задолженности у выгодоприобретателя перед «технической» компанией.
Налоговая служба видит денежные потоки в увязке с товарными потоками. Если перечислений в адрес подставной компании почти не было, то инспектор инициирует выездную проверку. Целью такой проверки будет выявление схемы ухода от налога, при которой выгодоприобретатель отражает в документах фиктивные сделки с фирмами-однодневками.
Интересы какой компании будут затронуты, если в цепочке поставщиков будет обнаружен разрыв?
Под угрозой всегда находится выгодоприобретатель. Как только система выявит разрыв, она сразу приступит к поиску компании, которая максимально похожа на выгодоприобретателя. Именно руководителю этой компании будут впоследствии предъявлены материальные претензии.
Существуют ли реальные способы избежать доначислений и выездных проверок?
Отсутствие разрывов – это единственный способ избежать ненужного общения с сотрудниками ФНС.
Если разрывы есть, то компании, попавшей под пристальное внимание инспекторов, придется оспаривать доказательства налоговиков. В данной ситуации все будет зависеть от квалификации налогового адвоката и умелых действий налоговой инспекции.
Важно: полностью спрятать разрывы невозможно – система контроля сразу обнаружит признаки схемы.
Каким образом добросовестная компания может повлиять на партнеров в цепочке сделок?
Разумеется, уследить за всеми звеньями цепочки невозможно. Поэтому у компании, ведущей хозяйственную деятельность в соответствии с действующими законодательными нормами, есть два выхода из ситуации:
Исключить признаки выгодоприобретателя (не иметь основных средств, штата сотрудников, не заключать государственные контракты).
Работать только с компаниями, которые отвечают признакам выгодоприобретателей. Эти признаки есть в письме ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дсп@. Но для этого придется сканировать уставы, искать доказательства реальности директора и т. д.
Важно понимать, что ни один из вышеперечисленных способов не дает 100% защиту от проверок. Если есть разрыв – инспектор обязан его ликвидировать.
Что делать, если налоговый инспектор определил компанию в качестве выгодоприобретателя?
Существует 4 способа “борьбы” с сотрудниками ФНС:
Своевременно оплачивать поставки через расчетный счет. В налоговом законодательстве не указаны условия для вычета НДС после оплаты. Однако по факту они есть оно есть.
Указывать, что у контрагента есть все нужные ресурсы выполнения определенных действий. Например, инспектор настаивает, что контрагент не мог совершать перевозки. В данном случае руководитель компании, попавшей под проверку, должен доказать, что контрагент платил транспортный налог.
Доказать факт проведения переговоров с поставщиком по электронной почте или в мессенджерах.
Директора контрагентов должны сами уведомить налоговиков, что готовы прийти на допрос. Можно организовать нотариальный или адвокатский опрос такого руководителя.
Каковы шансы выиграть судебный процесс с налоговым инспектором?
На сегодняшний день суд в основном отстаивает интересы налоговой инспекции. Поэтому, если есть возможность, лучше до суда дело не доводить.
Основная стратегия защиты в данной ситуации состоит из написания возражений и жалоб в вышестоящую инспекцию и в прокуратуру.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним