Надо ли проверять всех контрагентов подряд: позиция ФНС
Виктор Бациев объяснил, что ФНС специально установила строгие критерии доказательств недобросовестности. Ведь умысел подпадает уже под УК. Поэтому важно не ошибиться.
Эксперты обратили внимание, что налоговики не собираются проверять несущественные сделки. Но есть ли критерии существенности? Их нет. Получается, что каждый инспектор, по своему усмотрению, может посчитать любую сделку существенной или несущественной. Открываются возможности для злоупотреблений. Да и в целом, субъективизм будет мешать всем.
Участники конференции предложили руководствоваться бухгалтерским принципом рациональности. Разделить всех своих партнеров на группы по критериям сомнительности. Тогда не нужно будет проверять крупные общеизвестные компании, а также сделки, сумма которых для самой компании несущественна. Этот показатель зависит от оборота.
Такой порядок работы следует прописать в учетной политике. Но опять же, не факт, что такой подход обезопасит от претензий налоговых служб.
Когда налоговики обязаны применять расчетный метод
Самой острой критике письмо подверглось в части применения расчетного метода. Эксперты считают, что подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК налоговики обязаны применять к любому налогоплательщику независимо от степени его вины. В этой части письмо прямо противоречит закону. Разделение на полностью виновных и частично виновных — произвол ФНС.
Инспекция обязана рассчитать действительную налоговую обязанность компании или предпринимателя. Для компенсаций потерь бюджета служат пени. А в качестве наказания — штраф. Если следовать логике, то изменения нужно вносить в статью 122 НК РФ, а не регулировать наказание статьей 54.1 НК, которая для этого не предназначена.
Полный отказ в вычетах также незаконен.
ФНС утверждает, что вычет по НДС невозможен, если у претендента на вычет нет счета-фактуры. Но это атавизм доцифровой эпохи. Сейчас у ФНС есть инструменты, чтобы проверить право на вычет и без наличия этого документа.
Кроме того, не может сумма налога на прибыль быть больше прибыли, а сумма НДС к уплате — больше добавленной стоимости. И компания не должна платить налоги за другое лицо.
Вместо того чтобы искать бенефициара налогового нарушения, ФНС наказывает невиновных. Такой подход налоговиков убивает реальные производства. Из-за одной сомнительной сделки компаниям блокируют счета, от них отказываются поставщики, а банки не дают кредиты.
Виктор Бациев ответил, что ФНС не собирается помогать нарушителям закона в поиске документов и правильном расчете налогов. Расчистка рынка от сомнительных лиц руками самих налогоплательщиков будет проведена — нравится это бизнесу или нет.
Выводы из дискуссии
Письмо смягчает нормы статьи 54.1 НК РФ. Однако ФНС внесла в документ ряд новаций, которых нет в действующем законодательстве. Теперь важно, как отреагирует на них арбитражная практика.
Добросовестным компаниям следует обратить внимание на два главных положения письма: «сговор» и «осмотрительность». Нужно изучить контрагента до заключения сделки и зафиксировать это документально. Можно создать комиссию, которая рассмотрит вопрос о целесообразности сделки с конкретной компанией. Если нет сговора с поставщиком, инспекция не имеет права отказывать ни в расходах, ни в вычетах.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним