Федеральная налоговая служба настоятельно “рекомендует” заказчикам вносить налоговые оговорки в договоры. Данная рекомендация, конечно же, имеет под собой законодательный фундамент: для соблюдения требований ст. 54.1 НК РФ налогоплательщикам необходимо проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагентов.
Теоретически, процесс внесения этой информации в договор – это забота о предпринимателях. Ведь налогоплательщик, который не смог учесть расходы или применить налоговый вычет сумм НДС из-за недобросовестности контрагента, может потребовать от него возмещение убытков. Однако по мнению генерального директора юридической компании “Самитов Консалтинг” Марата Самитова, в данной ситуации в выигрыше остается только ФНС в связи с тем, что ее сотрудники освобождаются от необходимости участвовать в судебных процессах.
Что такое налоговая оговорка
Для начала давайте определимся, что такое налоговая оговорка. Когда заказчик и поставщик (или исполнитель услуги) заключают между собой договор, они включают в перечень обязательных условий пункт о возмещении ущерба в случае возникновения претензий со стороны налогового инспектора. Иными словами, если налоговая инспекция предъявляет заказчику претензии, то финансовый ущерб будет компенсировать поставщик (в добровольном или судебном порядке).
На сегодняшний день налоговые инспекторы особо настойчиво “рекомендуют” включать налоговую оговорку компаниям, которые занимаются автоперевозками, клинингом и производством продуктов питания. Как бы странным это не звучало, но именно данных участников бизнес структуры государственные органы власти призывают к выходу из теневого сектора экономики.
Риски заказчика
Может показаться, что заказчик при заключении договоров с налоговой оговоркой находится в выигрышном положении. Ведь теоретически взыскать убытки с проблемного контрагента намного проще, чем оспаривать решения и действия сотрудников налоговой инспекции. Однако на практике все выглядит не настолько радужно. Во-первых, налоговая оговорка не является гарантией возврата денежных средств, а, во-вторых, поставщики довольно неохотно соглашаются на условия заказчика.
Налоговая оговорка выгодна только крупным игрокам, которые могут навязывать свои условия сотрудничества мелким и средним поставщикам и исполнителям услуг. Однако и в данном случае необходимо учитывать особые условия сделки:
уровень предложений существенно превосходит уровень спроса (то есть крупный заказчик может обратиться к любому другому поставщику);
налоговая оговорка в договоре не ухудшает другие параметры сделки (например, стоимость товара или услуги от этого не страдает).
Наличие налоговой оговорки может “загнать” заказчика в угол. Это случается в ситуациях, когда инспектор налоговой службы вызывает представителя компании-заказчика к себе и рекомендует уточнить декларацию и доплатить дополнительный НДС и налог на прибыль. Заказчик, понимая, что все убытки он с легкостью может взыскать с контрагента, соглашается на “предложение” сотрудника ФНС.
Однако у компании-поставщика очень грамотные юристы: налоговая служба проверок не проводила и никаких решений не выносила, соответственно декларация была уточнена добровольно и налог также был оплачен добровольно. Все эти действия заказчика идут вразрез с понятием убыточности, соответственно в данной ситуации выигрыш в суде – это достаточно призрачная перспектива.
Если ваша компания столкнулась с ситуацией, когда ФНС или контрагент настаивают на внесении налоговой оговорки в договор, рекомендуем вам сразу обращаться за квалифицированной помощью. Просто оставьте заявку на консультацию и сотрудник нашей компании свяжется с вами в течении нескольких минут для уточнения деталей проблемы.
Нужна помощь? Оставьте заявку и мы вам перезвоним